Раздел 5. Типология конфликтов 1. Проблема классификации в конфликтологии

Классификация – логическая операция, состоящая в систематическом распределении элементов объема понятия по классам, представляющая собой вид последовательного деления.

Классификация изучаемых явлений в любой отрасли социального знания всегда рассматривалась одним из важных исследовательских методов. При­кладной аспект связан с практикой управления конфликтами. Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрыть их особенности, отследить индикаторы конфликтности в той или иной сфере об­щественных отношении и деятельности, специфику динамики конфликтов раз­личных типов, а на этой основе разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

В литературе предлагаются многочисленные варианты классификации кон­фликтов по разнообразным основаниям.

1) Н. Смелзер выделяет три вида конфликтов, связанных с развити­
ем культуры:

аномия (термин введен Э. Дюркгеймом) – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм;

культурное запаздывание (термин введен У. Огборном), когда пе­ремены в материальной жизни общества опережают трансформацию не­материальной культуры;

чуждое влияние (термин введен Б. К. Малиновским), когда множе­ство противоположных элементов культуры тормозит процесс националь­ной интеграции в обществе.

2) А. Г. Здравомыслов, анализируя конфликты по ценностям, выде­
ляет две группы конфликтов:

Между новыми и старыми порядками;


Конфликты по поводу способа становления и реального содержа­ния новых отношений.

В целях упорядочения проблематики по сферам жизнедеятельности он также выделяет:

политический;

национально-этнический;

социально-экономический.

3) Г. Зиммель и Л. Козер в зависимости от мотивации оппонентов
выделяют реалистические и нереалистические конфликты.

Реалистическими называются конфликты, которые рассматриваются людьми как вынужденное средство достижения цели, которое можно бу­дет оставить, если будет найдено другое, более эффективное.

Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из агрес­сивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не имеют функциональных альтернатив, так как не направлены на дости­жение конкретного результата, а являются канализацией агрессии. Субъ­ект «сливает» агрессивные импульсы на оппонента безотносительно к его деятельности, хотя иногда это выглядит как содержательное столкнове­ние. В ряде случаев субъект бессознательно провоцирует оппонента на совершение конфликтных действий, создает инцидент и получает рацио­нальное основание для переживания негативного эмоционального состоя­ния.

4) В. К. Андреев выделяет следующие виды конфликтов:
По степени остроты противоречий, которые возникают: недоволь­
ство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка,
ссора, скандал, вражда, война.

По проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педаго­гические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей в конфликт: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлек­тивные, межпартийные, межгосударственные.


5) Другие авторы (М. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землян-
ская и др.
) приводят следующую классификацию конфликтов:

внутриличностный конфликт – столкновение примерно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребно­стей, интересов, влечений у одного и того же человека, отражающих про­тиворечивые связи с социальной средой;

межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, интересы, ценности, нормы поведения или методы рабо­ты взаимоисключают друг друга или мешают, противодействуют, т. е. не­совместимы в данной ситуации;

межгрупповой конфликт – противоборство в коллективе или в различных социальных группах, отстаивающих противоположные интере­сы, преследующих несовместимые цели и своими практическими дейст­виями препятствующих друг другу.

6) Конфликты могут быть закономерными (неизбежными), необхо­димыми, вынужденными и функционально неоправданными.

7) Различают также конфликты открытые и скрытые; конфликты, преследующие личные, групповые или общественные цели.

8) В зависимости от эмоционального состояния людей конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным накалом и без эмоциональ­ного накала.

9) На этапе возникновения конфликта можно говорить о стихийных и запланированных конфликтах (последние подразделяются на спровоци­рованные и инициативные).

На этапе существования и развития конфликта можно различать кратковременные, длительные и затяжные (зашедшие в тупик) конфликты.

На этапе устранения можно выделять управляемые, слабо управляе­мые и неуправляемые (стихийные) конфликты.

На этапе затухания конфликты могут быть спонтанно прекращаю­щиеся, прекращающиеся под влиянием средств, найденных самими про-


тивоборствующими сторонами, и конфликты, получающие разрешение только при вмешательстве внешних сил.

10) В организации основанием для типологии конфликтов выступа­ют: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации.

В зависимости от характера влияния выделяются: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные:

конструктивные конфликты способствуют повышению стабиль­ности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей.

Конструктивными межличностные конфликты могут быть лишь то­гда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отноше­ний, когда конфликты направлены на преодоление отрицательных тен­денций в поведении, отношениях отдельных личностей или групп, против отсталых взглядов и стиля деятельности;

стабилизирующие конфликты направлены на устранение откло­нений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы;

деструктивные способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участник деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодей­ствие.

Деструктивные межличностные конфликты возникают тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борь­бы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и уни­жая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разруша­ются межличностные отношения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: