Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны прежде всего с взаимодействием людей.
Выделяются несколько видов социальных мотивов, т. е. мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми:
1. Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации).
2. Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм).
3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).
4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).
5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).
Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно предположить, что особенно важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к «проигрышным» с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относятся второй и пятый мотивы, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что, в свою очередь, активизирует, вероятно, и защитные стратегии с его стороны.
|
|
Вопросы для повторения к разделу 4:
1. Дайте характеристику основным видам общения.
2. Какие виды межличностного общения выделяются в социальной психологии?
3. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.
4. Что понимается под «психологическими трудностями общения»?
5. Каковы основные характеристики перцептивной стороны общения?
5. В чем сущность интерактивной стороны общения?