Коммуникативная модель

субъекты – коммуникативные цели, коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность

действия – коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика, кодекс, постулат и правило

инструменты – прием и языковое средство

обстоятельства (результаты) – кооперация или конфликт

Что же такое “коммуникативный конфликт” и “коммуникативная кооперация”? Почему и как возникают эти конфликты? Как они проявляются в текстах СМИ? Каковы основные правила бесконфликтной коммуникации?

Кооперация и конфликт в коммуникации. Что такое “коммуникативный конфликт”? Коммуникативные конфликты возникают в процессе общения. Но само общение можно рассматривать и как “коммуникативную деятельность”, как процесс (в его временной протяженности) и как “коммуникативный акт”, как состояние (в отдельной временной точке). А что такое “коммуникативная деятельность”? Если деятельность – это совокупность действий, подчиненных “представлению о том результате, который должен быть достигнут” как определенной цели, то коммуникативная деятельность – это совокупность действий, подчиненных определенной коммуникативной цели. В психологических и лингвистических исследованиях, наряду с понятием “коммуникативная деятельность”, широко используются понятия “коммуникативное поведение” и “речевое поведение”, “коммуникативный акт” и “речевой акт”. Обычно эти термины даются как синонимичные или между ними устанавливается соотношение части – целого (коммуникативное и речевое поведение как синонимы; коммуникативный акт – более широкое понятие, речевой акт – более узкое понятие). На самом деле эти понятия мы разведем иным образом. Поскольку поведение – это внешнее проявление деятельности, мы не разграничиваем термины “коммуникативная деятельность” и “коммуникативное поведение”, но обязательно разграничиваем термины “коммуникативное поведение” и “речевое поведение”. Под коммуникативным поведением мы понимаем процесс установления отношений с целью обмена информацией между коммуникантами, а под речевым поведением – процесс использования в речи языковых знаков, как деятельность, осуществляемая с помощью естественного языка, языковой системы. Следовательно, речевое поведение – это один из способов проявления коммуникативного поведения, а между понятиями “коммуникативное поведение” и “речевое поведение” мы устанавливаем соотношение процесса и способа его реализации, что может быть описано следующим образом: что? – с помощью чего? Данный вывод легко подтвердить наиболее распространенной ситуацией, когда речевое поведение является способом осуществления коммуникации, так как в большинстве случаев информация в ситуациях общения передается именно с помощью языка.

Аналогичным образом разведем коммуникативные и речевые акты. Коммуникативный акт - это элемент коммуникативного поведения, потока коммуникации как взаимодействия между коммуникантами, один из которых является адресантом, а другой адресатом (если взять одну любую временную точку, такое разграничение должно быть признано обязательным). Речевой акт - это элемент речевого поведения, речевого потока как процесса обмена сообщениями, оформленными с помощью естественного языка.

Однако и такое определение исходных понятий оказывается недостаточным – в первую очередь из-за различного толкования слова “коммуникативный”. Оно происходит от английского слова “communicative”, которое является многозначным: 1) общительный, разговорчивый; 2) коммуникационный [Большой англо-русский словарь. М., 1979. Т.1. С.287]. Очевидно, что эти значения тяготеют к разным смыслам слова “коммуникация”: второе значение в большей степени характеризует коммуникацию как процесс в целом, а первое – коммуникацию в узком смысле, как собственно контакт, даже скорее такую разновидность контакта, как диалог. Поэтому, строго говоря, при переводе на русский язык, необходимо было использовать два слова – “коммуникационный” (в широком смысле) и “коммуникативный” (в узком смысле). К сожалению, уже сложилась научная традиция употребления только слова “коммуникативный” в двух этих смыслах, и мы не будем от нее отступать. Таким образом, под коммуникативным поведением в широком смысле мы понимаем процесс установления отношений с целью обмена информацией между коммуникантами, а под коммуникативным поведением в узком смысле (или контактным поведением) – само взаимодействие, контакт.

Двусмысленным оказывается и термин “речевое поведение”: он может быть истолкован в широком и узком смысле. Дело в том, что адресант и адресат в своем коммуникативном – и соответственно речевом – поведении предстают одновременно в двух ипостасях: как упаковщики/распаковщики информации о реальном мире и как демонстраторы/потребители информации о типе взаимодействия между ними. И в том, и в другом случае эта информация передается главным образом с помощью языка (который обладает двойной ценностью в ситуации общения – и по отношению к референту, и по отношению к контакту). Однако установки коммуникантов в этих случаях различны: в первом случае это установка на язык как способ передачи информации (соответственно назовем это собственно речевым поведением, или речевым поведением в узком смысле), во втором – это установка на контакт (соответственно назовем это контактным поведением, или коммуникативным поведением в узком смысле).

После такого несколько затянувшегося обсуждения мы можем сказать, что коммуникативный конфликт – это никак не спор, не обмен доказательствами в пользу некой мысли. Коммуникативный конфликт – это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения. Чем такой конфликт отличается от других конфликтов? Да очень многим – например, тем, почему он возникает и как проявляется, или тем, как люди его осознают и как на него реагируют.

Почему возникают и как проявляются коммуникативные конфликты? Их источником так или иначе оказываются люди, действующие субъекты, потому что именно они запускают процесс коммуникации.

Как всякое другое поведение, всякая деятельность, коммуникативное и речевое поведение характеризуются с помощью понятий “цель”, “стратегия” и “тактика”. В контексте нашего исследования необходимо определить, что такое коммуникативные цели. Как утверждают психологи, цели определяются потребностями человека, а основные потребности общения, от которых зависит тип межличностных отношений, модель поведения человека, стиль его взаимоотношений с окружающими, таковы:

1) потребность в привязанности, потребность в установлении контактов – люди различаются по степени готовности и желания проводить время с другими, общаться с ними;

2) потребность во влиянии;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: