Структура соц. конфликта

Конфликтология - это система научных знаний о закономерностях возникновения и развития социальных конфликтов и способов их разрешения. Предметом конфликтологии является -конфликт от лат. столкновение. Существует множество разных подходов к определению «конфликт». Конфликт- это проявление объективных и субъективных противоречий приводящая к противодействию сторон.

Социальный конфликт -это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку. особая форма исторического движения к новому социальному единству.

К конфликту существует двойное отношение положительное и отрицательное. Положительное - стимулировать конфликт, отрицательное - искоренять конфликт - это управление конфликтом. Козер создал функции социального конфликта и разделил на конструктивные и деструктивные. Конструктивные - сигнальная, стимулирующая (активизирующая), информационная, развивающая (опыт поведения в конфликте), разрежающая, связующая. Деструктивные - портятся межличностные отношения, ухудшаются отношения в коллективе, снижается работоспособность, глубокие субъективные переживания (стресс, депрессии). Любой конфликт нужно рассматривать с конструктивной и деструктивной позиции, но однозначно назвать конфликт конструктивным или деструктивным нельзя, а лишь более конструктивным или более деструктивным.

Классификация социальных конфликтов

1. По функциям: конструктивные, деструктивные

2.По сферам жизнедеятельности: политический, педагогический, и т.д.

3. По направленности: вертикальные, горизонтальные

4.По субъектам конфликтного взаимодействия: внутриличностный, межличностный, групповой, межгрупповой, межколлективный, межэтнические.

5. По масштабности: локальные, региональные, государственные, глобальные

6. По степени длительности и напряженности:

- Бурный, быстротекущий (возникает на основе индивидуально - психологической особенности личности).

- Острый, длительный (наблюдается устойчивое негативное отношение друг к другу, связанное с активным противодействиям).

- Слабовыраженный, вялотекущий (скрытый).

- Слабовыраженный, быстротекущий (встречаются на каждом шагу). Динамика социального конфликта (этапы разрешения конфликта)

1. Основание - наличие противоречивых позиций.

2. Появление конфликта (когда оба субъекта осознают наличие конфликта, когда он высказан.

3. Начальное конфликтное действие (ответная реакция на высказывание)

4. Эскалация (повышение интенсивности конфликта)

5. Деэскалация (снижение интенсивности конфликта)

6. Разрешения

Структура социального конфликта Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Конфликтная ситуация - наличие противоречивых позиций. Инцидент - факт, который переводит конфликт в активную фазу действия

Конфликт - это сумма конфликтных ситуаций.

Основные структурные компоненты конфликта.

1 Субъекты конфликтного взаимодействия.

2. Причины (зона разногласия) конфликта.

3. Мотивы конфликта.

4. Представление конфликтных ситуаций.

5. Конфликтные действия.

Конфликт может «существовать» только при обязательном наличии всех этих компонентов. Субъекты конфликтного (социального) взаимодействия - это люди находящиеся в состоянии конфликта, либо же явно или не явно поддерживающие его. Во всех видах социального конфликта, за исключением внутриличностного, обязательно присутствуют минимум 2 противоположные стороны. Выделяют непосредственных участников конфликта и второстепенных (посредники, подстрекатели, судьи. невинные жертвы, зрители). Это учитывается при разрешении конфликта.

Типы конфликтных личностей

1. Демонстративный - это люди которые не могут жить вне общественного внимания.

2. Регидный - это люди по принципу «что в лоб. что по лбу»; высокое самомнение, честолюбие, бесцеремонность.

3. Неуправляемые - люди отличающиеся импульсивностью, отсутствием самоконтроля, «ходячие неприятности», непродуманные действия.

4. Сверхточные - добросовестные, скрупулезные, стремятся соответствовать высоким

поставленным требованиям, болезненно относятся к критике, чувствительные к похвале.

5. Рационалисты - это люди расчетливые, и готовые в любой удобный для них момент вступить в конфликт или спровоцировать его.

6. Безвольные - это люди доверчивые, добрые, зависимые, не имеющие своего мнения. Причины конфликта - зона разногласия: объективные и субъективные. Исходя из социально - психологической теории деятельности: Потребность - мотив - цель - задачи - средства - действия — деятельность Конфликт может возникать на любом из этапов человеческой деятельности. Истинная причина конфликта не всегда лежит на поверхности.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы человека подталкивающие его к конфликту. Иерархия мотивов (по А. Мослоу). - низшие мотивы (физические) - высшие мотивы (социальные); смысл жизни (главный мотив). Чем серьезней мотив, тем активнее человек действует.

Представление о ситуации - это отображение предмета конфликта в сознаниях субъектов конфликтного взаимодействия. К типичным искажениям ситуации относится:

1. Иллюзия собственного благородства

2. Поиск «соломинки в глазу другого»

3. Двойная этика

4. Все ясно - упрощение ситуации

Конфликтные действия - это видимая часть конфликта, которая выражается в противодействии социально - взаимодействующих сторон. Стратегия конфликтного поведения (по Томасу - Килману)

Избегание - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусти даже и занимаясь решением проблемы. Подавление, принуждение - в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Подчинение, приспособление - этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, приспосабливается только чтобы не было конфликта. Компромисс - этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

Сотрудничество (решение проблемы). Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: