Внутриличностный конфликт, как проблема с/р

Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь. Структура человеческой психики. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления (фрустрация, стрессы, кризисы и т.д.)-Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Методы психологической зашиты. Развитие стрессоустойчивости.

Представление о существовании базального конфликта внутри человека идет с античных времен и занимает важное место в различных религиях и философиях. Могущество света и тьмы, добра и зла — вот некоторые из способов выражения этого представления. З.Фрейд первым определил исходное положение конфликта, которое заключалось в том, что это конфликт между нашими инстинктивными влечениями с их слепым стремлением к удовлетворению и налагающим запреты окружением — семьей и обществом.

Еще один фактор, значительно расширяющий сферу данного конфликта, состоит в том. что перечисленные отношения не ограничиваются областью человеческих взаимоотношений, а постепенно захватывают всю личность. В итоге они не только проникают во все отношения человека с другими людьми, но также и в его отношение к себе и к жизни в целом. Такой конфликт — ядро невроза. Чтобы лучше понять сущность конфликтов, условно разделим людей, у которых тот или иной элемент базальной тревожности стал доминирующим, соответственно на 3 типа личности: уступчивый; 2) агрессивный; 3) отстраненный.

Движение к людям Уступчивый тип личности. Данный тип демонстрирует заметно выраженную потребность в любви, одобрении и особую потребность в «партнере», т.е. в друге, любовнике, жене или муже, который должен осуществить все его жизненные ожидания и взять на себя ответственность за все доброе и злое, причем успешное манипулирование им становится главной задачей. Это первая ' характерная его черта. Он становится «бескорыстным», жертвующим собой, нетребовательным, за исключением своего безграничного желания любви и привязанности. Он становится уступчивым, предупредительным, заботливым, в границах возможного для него, сверхпризнательным, чрезмерно благодарным, щедрым. Он закрывает глаза на то, что в глубине души его мало заботят другие и он склонен считать их лицемерными и своекорыстными людьми, хотя бессознательно он убеждает себя в том, что он всех любит, что все они «прекрасные» и заслуживающие доверия люди. Такое заблуждение не только приводит затем к крайне болезненным разочарованиям, но также усиливает его общее ощущение незащищенности главным образом потому, что не считаясь с собственными чувствами и представлениями, он слепо дает другим все то, что сам хотел бы получить от них, и глубоко расстраивается, если в ответ не получает того же. От такого рода отношений существует незаметный переход к определенным внутренним запретам. Причина заключается в том, что на любой форме агрессивного поведения лежит табу, внутренние запреты на проявление напористости, критичности, требовательности; отдачу приказаний; стремление произвести впечатление; преследование честолюбивых целей. Кроме того, поскольку его жизнь всецело ориентирована на других, его внутренние запреты часто не дают ему возможности что-либо делать для себя или самому получать удовольствие. Этому типу свойственны определенные особенности отношения к себе. Одной из них является всепроникающее чувство собственной слабости и беспомощности — ощущение себя «бедняжкой». Третью характерную черту составляет один из аспектов его общей зависимости от других людей. Это бессознательная тенденция оценивать себя по тому, что о нем думают другие. Его самоуважение растет вместе с их одобрением, с их расположением и любовью. Отсюда любое отвержение для него действительно катастрофично. Любая критика, отказ или отдаление от него представляются вселяющей ужас опасностью, и он может предпринять самые жалкие попытки вернуть расположение человека, с которым связана такого рода угроза.

Их сложность заключается в том, что он ошибочно принимает свою потребность в любви и привязанности и все, что вытекает из нее, за подлинную способность любить и что он полностью игнорирует, упускает свои агрессивные и даже разрушительные наклонности. Другими словами, он не обращает внимания на весь невротический конфликт. Единственное, чего он ожидает и хочет, — это покончить с вредными последствиями нерешенных конфликтов, ничего не меняя в самих конфликтах, — позиция, характерная для любой невротической попытки решения.

Движение против людей Агрессивный тип личности. Точно так же, как уступчивый тип всячески цепляется за веру в то, что «люди хорошие», и обречен испытывать удары, видя свидетельства противоположного, так и агрессивный тип принимает как само собой разумеющееся, что все люди настроены враждебно, и отказывается признавать обратное. Для него жизнь является борьбой всех против всех. Допускаемые им изредка исключения делаются неохотно и с оговорками. Его истинное

отношение к другим иногда носит вполне очевидный характер, но чаще оно скрыто за внешним лоском учтивой вежливости, справедливости, доброго товарищества.

В основе его потребности лежит ощущение мира как арены, где выживают, в дарвиновском смысле, лишь наиболее приспособленные, а сильные уничтожают слабых. Для человека агрессивного типа невыносимо признаться в том, что он испытывает какой-либо страх, и он найдет решительные способы поставить его под контроль. Он чувствует себя сильным, честным и реалистичным человеком, и все это действительно так, если смотреть на вещи его глазами. Исходя из принятых им предпосылок, он оценивает себя строго логично, так как безжалостность для него является силой, отсутствие заботы о других — честностью, а преследование собственных интересов - любыми средствами — реализмом. Его представление относительно своей честности частично вытекает из проницательного разоблачения, свойственного современному обществу лицемерия. Для агрессивного типа любое чувство симпатии или обязанность быть «хорошим», или покорность кому-то были бы в принципе несовместимы со структурой той жизни, которую он построил, и могли бы подорвать ее основы. Кроме того, появление этих противоречащих тенденций прямо поставило бы его перед базальным конфликтом, и таким образом, разрушило бы всю ту организацию, которую он так тщательно выстраивал, организацию ради единства.

Движение от людей Отстраненный тип личности. Прежде чем исследовать потребность в отстранении с позиции того типа, для которого она стала доминирующей, необходимо понять, что подразумевается под невротической отстраненностью. Каждый, кто относится к себе и к жизни серьезно, хочет временами побыть один. Желание наполненного смыслом уединения не является невротическим; напротив, большинство невротиков уклоняются от углубления внутрь себя, и неспособность к ' конструктивному уединению сама по себе является признаком невроза.

Лишь в том случае, если при общении „с людьми возникает невыносимое напряжение, а одиночество становится, прежде всего, средством избежать его, желание.быть одному указывает на невротическую отстраненность. Некоторые из особенностей, свойственные крайней степени отстраненности человека, настолько характерны для него, что психиатры склонны рассматривать их как принадлежащие исключительно отстраненному типу. Наиболее очевидная из этих особенностей — общее отчуждение от людей. Другой особенностью является отчуждение от себя, т.е. нечувствительность к эмоциональным переживаниям, неопределенность в том, кто он такой, что он любит или ненавидит, чего хочет и опасается, на что надеется, из-за чего негодует, во что верит. Объединяющая особенность отстраненных типов заключается в их способности смотреть на себя с неким объективным интересом, как если бы человек смотрел на какое-либо произведение искусства. Возможно, лучше всего описать его, сказав, что по отношению к себе они занимают позицию «зрителя», которую выбрали по отношению к жизни в целом. Они могут быть прекрасными наблюдателями в отношении процессов, которые происходят внутри них. Ключевым моментом здесь является их внутренняя потребность устанавливать эмоциональную дистанцию, отделяющую от других людей. Качества, которые они приобретают, поставлены на службу главной потребности — избеганию вовлеченности. Одной из наиболее поразительных потребностей является их потребность в самодостаточности. Ее наиболее позитивным выражением является изобретательность — единственный способ компенсировать свою изолированность. Другой ярко выраженной потребностью данного типа является его потребность в уединении. Ничто извне не должно нарушать его спокойствия. Любой вопрос относительно его личной жизни может его шокировать, он имеет тенденцию окутывать себя покрывалом таинственности. Он предпочитает работать, спать и есть в одиночку. Он терпеть не может делиться своими переживаниями, в отличие от уступчивого типа. И самодостаточность, и уединение служат его наиболее насущной потребности — потребности в независимости. Его независимость, как и феномен отстраненности в целом (частью которого она является), сориентирована на отрицание: она направлена на то, чтобы на нее не оказывали влияния, чтобы ее не понуждали, не обязывали. Потребность в превосходстве как черта отстраненного типа имеет свою специфику: питая отвращение к соперничеству и борьбе, он не хочет реального превосходства, достигаемого посредством соответствующих усилий. Другой формой выражения чувства превосходства является ощущение своей уникальности. Это прямой результат его стремления чувствовать себя отдельно от других и не таким, как другие. Из всего сказанного относительно человеческих взаимоотношений отстраненного человека становится ясно, что любые тесные и длительные отношения будут подрывать его отстраненность. Поэтому такие отношения вполне вероятно окажутся губительными, если только его партнер не будет в равной степени отстраненным человеком и в силу этого будет добровольно уважать его потребность в дистанции или если по каким-либо другим причинам не будет хотеть и уметь адаптироваться к таким потребностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: