Понятие гармонии личности

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. “Согласованный” означает достигший единства, “стройный” означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных временгармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония — более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость — более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности — это ее целостность (в соответствии с этимологией термина “интеграция”). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но — не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность — очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность — чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности — это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности — например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность всех планов ее бытия.

Физическое бытие (существование в физическом пространстве) — это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Витальное бытие (существование в витальном пространстве) – это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Социальное бытие (существование в социальном пространстве) – это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие – это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является, в первую очередь, пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Духовное бытие – это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности…). Духовная жизнь – это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека, духовный мир личности — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия — особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств — физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности — все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония — это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении.Витальное (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: