Тема 13. Методы и формы управления конфликтами (2 часа)

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Возникновение и развитие социологии конфликта (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов о сущности, объекте и предмете конфликтологии, сформировать умение анализировать междисциплинарные связи данной науки, а также давать характеристику развития зарубежной и отечественной конфликтологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии.

2. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии.

3. Характеристика зарубежной кофликтологии.

4. Западная социология конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

Практическое задание. Провести и проанализировать тест «Не слишком ли Вы агрессивны?»

В ответе нужно выбрать наиболее приемлемый для вас вариант.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

а) Всегда.

б) Иногда.

в) Никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) Внутренне кипите.

б) Сохраняете полное спокойствие.

в) Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги?

а) Самоуверенным и завистливым.

б) Дружелюбным.

в) Спокойным и независимым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

а) Примите се с некоторыми опасениями.

б) Согласитесь без колебаний.

в) Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения
возьмет с Вашего стола бумагу?

а) Выдадите ему «по первое число».

б) Заставите вернуть.

в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулась с работы позже обычного?

а) Что это тебя так задержало?

б) Где ты торчишь допоздна?

в) Я уже начал(а) волноваться?

7. Как бы Вы вели себя за рулем автомобиля, если бы он у Вас был?

а) Старались бы обогнать машину, которая показала Вам «хвост».

б) Вам было бы все равно, сколько автомобилей Вас обошло.

в) Помчались бы с такой скоростью, чтобы никто Вас не догнал.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) Сбалансированными.

б) Легкомысленными.

в) Крайне жесткими.

9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

а) Пытаетесь свалить вину на другого.

б) Смиряетесь.

в) Становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

а) Особая распущенность должна быть наказана.

б) Надо создать для молодежи условия организованного отдыха.

в) И почему эта проблема так всех волнует?

11. Что Вы ощущаете, если то, к чему Вы так сильно стремились,
или то, чем хотели обладать, досталось другому?

а) И зачем я только нервы тратил(а)?

б) Видно, этот другой удачливей меня.

в) Может быть, мне это удастся в другой раз.

12. Как Вы смотрите страшный фильм?

а) Боитесь.

б) Скучаете.

в) Получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное собрание, совещание, Вы:

а) Будете нервничать во время совещания из-за опоздания.

б) Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

в) Искренне огорчитесь.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) Обязательно стараетесь выиграть.

б) Цените удовольствие почувствовать себя участником соревнования.

в) Очень сердитесь, если проигрываете.

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

а) Стерпите, избегая скандала.

б) Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как Вы себя поведете, если Ваших сестренку или братишку
обидели в школе?

а) Поговорите с учителем.

б) Устроите скандал родителям малолетних преступников.

в) Посоветуете ребенку самому дать сдачи.

17. Какой, по-вашему, Вы человек?

а) Средний.

б) Самоуверенный.

в) Пробивной.

18. Что Вы ответите человеку, более молодому по отношению к
Вам, с которым столкнулись в дверях, если он начал извиняться
перед Вами?

а) Простите, это моя вина.

б) Ничего, пустяки.

в) А повнимательнее Вы быть не можете?!

19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства
среди молодежи?

а) Когда же, наконец, будут применены конкретные меры к тем, кто
позорит современную молодежь?

б) Надо бы внести телесное наказание.

в) Нельзя все валить на молодежь.

20. Представьте себе, что Вам предстоит заново родиться, но уже
животным. Какое животное Вы предпочитаете?

а) Тигра или леопарда.

б) Домашнюю кошку.

в) Медведя.

Варианты ответов Оценки результатов по вопросам
                                       
А Б В                                        

36–44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

45 и более баллов. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь неуравновешенным и чрезмерно жестким к другим людям. Вы надеетесь добиться успеха в жизни, рассчитывая на собственные методы и жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь окружающих, но зато при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. Но все же побольше решительности Вам не помешает.

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам — по одному баллу, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный характер, чем конструктивный. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне можно бы избежать.

Если по семи и более вопросам Вы получите по одному баллу и менее чем но семи вопросам — по три балла, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам тоже не присуши вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Рекомендованная литература

1. Аврамченко С. М.Психологічний зміст конфліктів та їх різновиди / С. М. Аврамченко // Вісник ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. Психологія. – 2001. – № 6. – С. 88–96.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2003. – С. 39-50.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 44-58.

4. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

7. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев.– М.: Владос, 2001. – С. 17-36.

Тема 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни (2 часа)

Цель: познакомить студентов с возможными конфликтными ситуациями; разобрать возможные варианты урегулирования подобных ситуаций; определить типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их урегулирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

2. Определение понятия «социальный конфликт».

3. Структура социального конфликта.

4. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.

Практическое задание.

1. Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском
кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:

а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ножкой по креслу нельзя;

б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили» свое чадо;

в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам
надлежащий покой.

2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам
неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна ноют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:

а) стучите металлическим предметом по трубам центрального отопления;

б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;

в) обращаетесь к управдому или в милицию, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.

Рекомендуемая литература

1. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної, М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – С. 25-46.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 46-54.

3. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

4. Дружинин В. В.Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Канторов, А. Н. Канторов. – М.: РИОко, 2004. – С. 28-38.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

Тема 3. Внутриличностный конфликт (2 часа).

Цель: показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

Вопросы для обсуждения:

1. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь.

2. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.

3. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Практическое задание. Проведение игры-тренинга.

Участники игры.
1. Чиновник – «Ч».

2. Начальник чиновника – «Н».

3. Представитель общественности – «ПО».

4. Проситель – «П».

5. Представитель местной мафии – «М».

6. Жена чиновника – «Ж».

7. Совесть чиновника – «С».

8. Группа экспертов – «Э».

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.

Установка.

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возлагает некий чиновник «Ч». Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника «Н» интерпретирует полученное распоряжение по своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители:

– представитель общественности «ПО», который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки;

– проситель «П», предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории;

– представитель местной мафии «М», угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее:

– диалог со своей совестью по поводу тоге», что произошло с ним за день;

– разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками па работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома в семье.

Распоряжение высших органов

(Закон).

 
 


Рис. 1. Схема проведения игры-тренинга.

Порядок проведения игры.

1. Распределить все вышеперечисленные роли среди студентов
(роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника «Н» с чиновником «Ч». Дальнейший порядок игры описан в Установке.

3. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.
Игра-тренинг «Внутриличностный конфликт» предполагает высокое эмоционально-психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилитацию» всех «чиновников»: сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами защиты от фрустрации.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

4. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

7. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

8. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

Тема 4. Межличностные конфликты (2 часа)

Цель:

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимодействие и взаимосвязь людей.

2. Структурная типология межличностного восприятия.

3. Способы урегулирования межличностных конфликтов.

Практическое задание. Проведение теста «Родитель – взрослый – ребенок»

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценивать человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д - «дитя»);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В-«взрослый»);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - «родитель»).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь. Если вас не увлекает организаторская работа, с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и, так называемые, группы тренировки общения, организованные психологами во многих городах.

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

2. Игра «Трудовой конфликт»

I. Цель игры. Познакомить студентов с возможными производственными ситуациями и межличностными взаимоотношениями в трудовом коллективе; в игровой форме найти различные варианты выходов из создавшихся ситуаций, помочь выявить причины подобных ситуаций; попытаться определить необходимые личностные и функциональные качества каждого из «персонажей» описанных ситуаций.

1. К вам с жалобой на грубое недостойное поведение мастера обращается один из самых добросовестных и квалифицированных работников вашего коллектива. Как вы отреагируете? Теперь представьте, что с аналогичной жалобой пришел один из самых недобросовестных работников, не раз допускавший дисциплинарные проступки. Как надо отреагировать в этом случае? Повести себя в обоих случаях одинаково? Или, наоборот, реакция должна быть разной? Какой позиции вы придерживаетесь? Аргументируйте ее.

2. Вам позвонил ваш руководитель, который сказал, что у него на приеме был работник из вашего подразделения, высказывавший претензии к вам, считающий, что вы относитесь к нему предвзято и необъективно. Для вас это полная неожиданность. Руководитель просит вас разобраться в сложившейся ситуации и переговорить с работником. Продумайте план беседы. С чего вы начнете разговор, какие вопросы вы зададите вашему собеседнику и что хотите услышать от него, чем предпочли бы завершить разговор?

II. Участники игры, а) руководитель; б) мастер; в) работники.

III. Порядок проведения игры:

1. Между участниками распределить роли руководителя, мастера, работников.

2. Разыграть описанные выше ситуации, меняя по ходу игры роли между участниками и вводя новых «игроков».

3. Проанализировать ход игры и определить возможные выходы (способы урегулирования) из ситуаций.

Рекомендуемая литература

1. Аврамченко С. М.Психологічний зміст конфліктів та їх різновиди / С. М. Аврамченко // Вісник ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. Психологія. – 2001. – № 6. – С. 88–96.

2. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 2005. – С.15.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2003. – С. 39-50.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 44-58.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев.– М.: Владос, 2001. – С. 17-36.

Тема 5.Супружеские конфликты (2 часа)

Цель: проанализировать причины и источники супружеских конфликтов, познакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов определенного типа.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологические и ролевые различия супругов.

2. Причины и источники супружеских конфликтов.

3. Способы разрешения супружеских конфликтов.

4. Роль семьи в образовании и воспитании детей.

5. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.

6. Функции и последствия конфликта в семье.

7. Основные способы разрешения семейных конфликтов.

Практическое задание. Проведение игры «Супружеский конфликт».

Участники игры:

1. Муж – работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на содержание семьи не хватает.

2. Жена – также работница бюджетной сферы, вынужденная постоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной приходится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за покупками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д.

Установка. Муж приходит позднее обычного домой. Сегодня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.

Порядок проведения игры.

1. Распределить студентов по парам с соответствующими ролями: «муж» – «жена» (желательно, чтобы в каждую пару входили девушка и парень).

2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту.

3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои возможные варианты решения конфликтной ситуации.

4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаимоприемлемое решение конфликта и подробно его описывают.

5. Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты решения данного супружеского конфликта.

Рекомендуемая литература

1. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

4. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

5. Лукашонок О. Н. Конфликтологический этюд для учителя / О. Н. Лукашонок – М.: Рос. пед. агентство, 2004. – 80 с.

6. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов / А. Р. Лурия. – М.: Cogito center, 2002. – 324 с.

7. Скотт Д. Г.Конфликты: Пути их преодоления / Д. Г. Скотт– К.: Внешториздат, 2005. – 192 с.

Тема 6. Групповые конфликты (4 часа)

Цель: ознакомить студентов с социально-психологическими исследованиями конфликтов, возникающих в трудовых коллективах и малых формальных и неформальных группах, выделить причины конфликтов, определить их виды и попытаться найти способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Групповая динамика: взаимодействие и взаимозависимость.

2. Субкультура группы: групповые нормы, ценности и стереотипы поведения.

3. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

4. Основные способы разрешения групповых конфликтов.

5. Последствия и функции внутригруппового конфликта.

Практическое задание. Проведение игры «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей»

Участники игры:

1. Бригадир комплексной бригады строителей «Бутов».

2. Неформальный лидер бригады «Ломов».

3. «Новенький» инициативный рабочий бригады «Новиков».

4. Члены бригады: рабочий № 1, № 2 и т. д. (можно каждому «дать» имя, фамилию).

5. Группа экспертов.

В игре могут принимать участие от пяти и более человек.

Установка.

В комплексной бригаде строителей сложились следующие негативные традиции:

1. Часть рабочего времени отдельные члены бригады выполняли «левые» работы, нередко используя материалы со стройки.

2. Заработанные «левые» деньги (часть денег), как правило, использовались для организации совместного застолья.

3. Инициатором и руководителем «левых» заработков и застолий был неформальный лидер «Ломов». Он же отбирал для «левых» работ наиболее лояльных к нему членов бригады.

4. В бригаде нередки были опоздания и прогулы без уважительной причины. Остальные члены бригады вынуждены были работать за всю бригаду, как во время прогулов, так и во время выполнения частью бригады «левых» работ.

5. Бригадир, пожилой человек, дорабатывающий до пенсии, фактически не вмешивается в сложившиеся в бригаде традиции.

6. В бригаду приходит на постоянную работу молодой, инициативный, но уже опытный рабочий «Новиков». Он видит, что часть бригады во главе с неформальным лидером «Ломовым» паразитирует за счет остальных ее членов. «Новиков» не желает, чтобы его труд присваивали «паразиты» и он начинает действовать.

Порядок проведения игры.

1. Назначить (избрать) бригадира, неформального лидера, «новенького» и экспертов.

2. Остальных студентов разделить примерно на две равные части, одна из которых будет представлять «активных» сторонников не формального лидера «Ломова», другая — «пассивных» рабочих, вынужденных терпеть существующие в бригаде традиции.

3. В ходе игры исполнители ролей несколько раз меняются местами.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры.

Возможные варианты действий «новенького» (для руководителей игры):

1) обратиться к бригадиру;

2) поговорить с неформальным лидером;

3) на собрании бригады попытаться привлечь на свою сторону «пассивных» членов бригады и совместными усилиями оказать «давление» на: а) бригадира; б) неформального лидера; в) сторонников негативных традиций; г) на всех; д) составить коллективное
обращение к вышестоящему руководству. Возможны другие варианты.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

4. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

7. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

8. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

Содержательный модуль 2. Конфликты на разных уровнях социальной системы

Тема 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов о конфликтогенных факторах в отечественном образовании, развить умение анализировать причины возникновения, типология, структура и функции педагогических конфликтов, сформировать умение применять технологии урегулирования, разрешения и управления конфликтом в педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.

2. Причины возникновения, типология, структура и функции педагогических конфликтов.

3. Технологии урегулирования, разрешения и управления педагогическим конфликтом.

Практическое задание. Проведение теста «Проверьте себя, умеете ли вы слушать?»

При ответе на вопросы этого теста используется девятибалльная шкала самооценки: 9 баллов – это качество, присущее вам в наивысшей степени, 1 балл – это качество, присущее вам в наименьшей степени, 5 баллов – средний уровень проявления соответствующего качества.

При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни, если вас интересует истинное положение вещей.

  Вопросы теста Баллы
  Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о чем-то другом? Как часто вам приходится «закруглять» тему беседы, разговора, если собеседник вам не интересен? Как часто манера речи и поведения вашего собеседника вас раздражают? Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации? Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса? Как часто вам приходится поправлять собеседника, если он неправильно использует термины, ударения? Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубостью ответили на грубость? Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку? Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне? Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень умения выслушать вашего собеседника.

Сумма баллов Степень умения выслушать собеседника
79-90 71-78 63-70 55-62 47-54 39-46 31-38 23-30 10-22 1. – очень низкая 2. – низкая 3. – ниже средней 4. – чуть ниже средней 5. – средняя 6. – чуть выше средней 7. – выше средней 8. – высокая 9. – очень высокая

После того, как определите свое умение слушать собеседника, проанализируйте, каковы ваши недостатки, и постарайтесь их исправить.

Рекомендуемая литература

1. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної, М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – С. 25-46.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 46-54.

3. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

4. Дружинин В. В.Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Канторов, А. Н. Канторов. – М.: РИОко, 2004. – С. 28-38.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

Тема 8. Конфликты в организации (2 часа)

Цель: ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить возможные варианты их решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура и функции современной организации.

2. Классификация организационных конфликтов.

3. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

Практическое задание. Проведение деловой игры «Конфликт на промышленном предприятии»

Установка. Акционерное предприятие, выпускающее продукцию химического профиля (например, моющие средства), оказалось на грани банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо принять следующие меры:

а) заменить устаревшее оборудование на новое;

б) сократить примерно на (Головину число работников;

в) повысить квалификацию оставшимся работникам;

г) найти (привлечь) дополнительное финансирование;

д) радикально перестроить всю структуру предприятия.

На предприятии работают 100—150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории:

а) административно-управленческий аппарат;

б) работники предпенсионного возраста;

в) женщины, имеющие малолетних детей;

г) все остальные работники.

Все работники являются акционерами своего предприятия.

В игре могут принимать участие от 7 до 30человек.

I Участники игры.

1. Генеральный директор предприятия.

2. Технический директор.

3. Менеджер по финансам.

4. Управляющий персоналом.

5. Председатель профсоюзного комитета.

6. Представители всех категорий работников (а, б, в, г).

7. Группа экспертов.

Условия игры. Проходит общее собрание работников предприятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах реконструкции предприятия.

1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чертах докладывает о сложившейся ситуации.

2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконструкции предприятия.

3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.

4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.

5. Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы.

6. Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия.

7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.

Разбор проведенной игры. Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Общее обсуждение прошедшей игры.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

4. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

7. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

8. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

Тема 9. Социально-трудовые конфликты (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов о социально-трудовых конфликтах взаимоотношения в общности, понятии «социально-трудовой конфликт», сформировать навыки урегулирования социально-трудовых конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-трудовые конфликты взаимоотношения в общности: факторы конфликтности и согласия.

2. Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обществе.

3. Понятие социально-трудовой конфликт.

4. Линии противоречий в социально-трудовых конфликтах.

5. Формы проявления социально-трудовых конфликтов.

6. Урегулирование социально-трудовых конфликтов.

Рекомендуемая литература

1. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

4. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

5. Лукашонок О. Н. Конфликтологический этюд для учителя / О. Н. Лукашонок – М.: Рос. пед. агентство, 2004. – 80 с.

6. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов / А. Р. Лурия. – М.: Cogito center, 2002. – 324 с.

7. Скотт Д. Г.Конфликты: Пути их преодоления / Д. Г. Скотт– К.: Внешториздат, 2005. – 192 с.

Тема 10. Межэтнические конфликты (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов о понятии этнических конфликтов и их классификации, причинах их возникновения, особенностях развития этнических конфликтов; сформировать навыки применения способов разрешения межэтнического конфликта.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «этнос» в социологическом измерении.

2. Источники возникновения межэтнических конфликтов.

3. Война как одна из форм межэтнического конфликта.

4 Основные способы урегулирования межэтнических конфликтов.

5. Национально-этнические процессы в современном обществе.

6. Типы этнических конфликтов.

7. Причины возникновения этнических конфликтов.

8. Особенности развития этнических конфликтов.

Рекомендуемая литература

1. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної, М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – С. 25-46.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 46-54.

3. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

4. Дружинин В. В.Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Канторов, А. Н. Канторов. – М.: РИОко, 2004. – С. 28-38.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

Тема 11. Политические конфликты (2 часа)

Цель: ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими в ходе политических дискуссий; научить их в корректной форме отстаивать свои позиции и находить компромиссы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие политического конфликта.

2. Причины возникновения и типология политических конфликтов.

3. Урегулирование и разрешение политических конфликтов.

Практическое задание. Проведение игры-тренинга «Программа выхода страны из кризиса»

Установка. На завершающем этапе предвыборной компании лидируют три основных партийных блока: «левые», «правые» и «центристы». Каждый блок предлагает свою программу выхода из кризиса.

Порядок проведения игры.

1. Все участники игры делятся на три подгруппы. В каждой подгруппе выбирается лидер.

2. Выбирается (назначается) группа экспертов.

3. Каждая подгруппа (партийный блок) уединяется и разрабатывает свою предвыборную программу, состоящую из 10 пунктов.

4. Начинается дискуссия. Каждый блок озвучивает свою программу, представители других блоков задают вопросы и высказывают критические замечания по каждому пункту программы.

5. Обсудив все программы, подгруппы расходятся и пытаются найти компромиссы с другими блоками для создания предвыборной коалиции.

6. Начинается новая дискуссия. И если в предварительных консультациях между какими-то блоками был найден компромисс, то они на второй дискуссии выступают с едиными программой и лидером. Если до начала дискуссии компромисса найти не удалось, то уже в ходе дискуссии блоки пытаются найти союзников.

7. Эксперты оценивают выступления ораторов по нескольким позициям, определенным по взаимной договоренности, например тактичность (бестактность); аргументированность; толерантность; искусство компромисса и т.д. Победителем считается подгруппа, на бравшая наибольшее количество баллов. Также определяется лидер и в личном зачете. По желанию участников игры можно определить и самого бескомпромиссного или бестактного «политика».

8. Подведение итогов игры-тренинга.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

2. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

3. Герасіної Л. М. Конфліктологія: Підручник / Л. М. Герасіної М. І. Панова. – Х.: Право, 2002. – 256 с.

4. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: ЗКМОС, 2000. – 320 с.

5. Денисенко І. Д.Конфлікт та спілкування: теорія і практика створення позитивного іміджу сучасного педагога: Навч. посібник. / І. Д. Денисенко,І. О. Ковальова. – Х.: Константа, 2001. – 100 с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

7. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

8. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

Тема 12. Насилие в конфликтах (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов о понятии насилия, типологии и природе насилия, целях и мотивах насилия; сформировать умение анализировать способы ограничения насилия в различных ситуациях.

Вопросы для обсуждения:

1. Типология насилия.

2. Природа насилия.

3. Цели и мотивы насилия.

4. Способы ограничения насилия в обществе.

Практическое задание. Выписать в терминологический словарь следующие понятия: насилие, неверно приписанный конфликт, ненависть, несовместимость межличностная, неформальная организация, символы победы и поражения в конфликте, нормы групповые, неудовлетворенность, ригидность, смещенный конфликт, социальная напряженность.

Рекомендуемая литература

1. Аврамченко С. М.Психологічний зміст конфліктів та їх різновиди / С. М. Аврамченко // Вісник ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. Психологія. – 2001. – № 6. – С. 88–96.

2. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 2005. – С.15.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2003. – С. 39-50.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 44-58.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев.– М.: Владос, 2001. – С. 17-36.

Тема 13. Методы и формы управления конфликтами (2 часа).

Цель: закрепить знания студентов о принципах и формах управления конфликтами, сформировать умение применять на практике различные методы управления конфликтами.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы управления конфликтами.

2. Структурные методы управления конфликтами.

3. Межличностные методы (стили) управления конфликтами.

4. Внутриличностные методы управления конфликтами.

5. Персональные методы управления конфликтами.

Рекомендуемая литература

1. Аврамченко С. М.Психологічний зміст конфліктів та їх різновиди / С. М. Аврамченко // Вісник ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. Психологія. – 2001. – № 6. – С. 88 – 96.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2003. – 399 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев.– М.: Владос, 2001. – 176 с.

5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов.– СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

6. Ключников С. Ю.Искусство управлять собой / С. Ю. Ключников.– СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

7. Ложкин Г. В.Практическая психология конфликта: Учеб. Пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Пов’якель. – К.: МАУП, 2000. – 256 с.

Инструктивно-методические рекомендации по выполнению практических заданий

Практические занятия предназначены для углубленного изучения и активизации самостоятельной работы студентов по данной дисциплине. Формы проведения разнообразны: семинары, практикумы, практические занятия и т.д. Методы проведения практических занятий предполагают: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. На младших курсах занятия проводятся через 2-3 лекции и логично продолжают работу, начатую во время лекции.

Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Практические занятия организованы так, чтобы закрепление лекционного материала проводилось в активных формах. Программа предполагает проведение в следующих основных формах:

Диспуты, в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню вопросов, которые предварительно готовит преподаватель. Диспут заканчивается подведением итогов и обобщением основных высказанных позиций.

Подготовка и презентация докладов. Студенты самостоятельно работают с литературой и делают в ходе каждого занятия несколько мини-докладов, которые потом обсуждаются в режиме «вопросы-ответы».

Самостоятельные домашние задания, в ходе которых студенты проводят решения задач. На практическом занятии преподаватель делает анализ выполненных работ.

Игры – задачи, имитирующие ситуации. В ходе курса предполагается проведение одной-двух деловых игр.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на практических занятиях. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой и т.д.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине является экзамен, на котором студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог успешной работы и положительной оценки.

Подготовка и проведение практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель определяет основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендует дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказывает о порядке и методике его проведения. Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов журналов, газет, Интернет - ресурсов.

Занятие начинается с вводной части (3-4 минуты), определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. Во второй части, при разборе заданий, вынесенных на занятие, важно, чтобы каждый студент извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их. Задания можно условно разделить на три вида. Одни иллюстрируют теоретический материал и носят репродуктивный характер. Эти задания определяют качество усвоения студентами теории. Вторые являются образцом выполнения упражнений, проработанных в аудитории. Для самостоятельного выполнения подобных заданий студенту необходимо усвоить определенные методы и приемы.

Подведение итогов практического занятия состоит в раскрытии теоретического значения обсуждаемых проблем, в оценке слабых и сильных сторон выступлений. При этом учитываются следующие критерии:

– умение сформулировать цель выступления;

– умение подобрать научную литературу по теме;

– полнота и логичность раскрытия темы;

– самостоятельность мышления;

– стилистическая грамотность изложения материала;

– корректность выводов;

– правильность решение задач.

В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).

В процессе подготовки к практическим занятиям нужно уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой литературы. Сориентироваться в огромном информационном пространстве помогут справочно-библиографические навыки. Студент должен знать основные требования библиографии, уметь пользоваться каталогами, библиографическими карточками, заказывать необходимые книги, применять научный аппарат и библиографические издания справочно-информационного характера и тому подобное. Во время самостоятельной поисковой работы происходят не только познания содержания источника, а и одновременно его анализ, оценка и усвоения.

Рекомендации относительно работы с литературой во время подготовки к занятиям:

1. Сформулируйте общее представление о структуре и содержании текста.

2. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятные места. Выясните их с помощью комментариев и примечаний, которые сопровождают текст, а также дополнительной специальной литературы.

3. Разделите текст на законченные смысловые части. Критически анализируя каждую, попробуйте выделить основные положения, идеи, аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая стала основой для сделанного вывода.

4.Еще раз пересмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетради.

Важно учитывать, что при подготовке к практическим занятиям студенту необходимо не только найти и выучить рекомендуемые источники, а и сделать необходимые выписки, подготовить ответы на вопросы, вынесенные для обсуждения. Это предусматривает ведение конспекта для практических занятий, а, следовательно, необходимость овладения методикой самостоятельного конспектирования письменных источников.

Творческая, рациональная работа с книгой с целью глубокого и крепкого усвоения знаний предусматривает, во-первых, овладение методикой чтения, во-вторых, умение анализировать текст и записывать его. Качество усвоения прочитанного текста в значительной мере зависит от умения: а) правильно читать; б) понимать, осознавать и закреплять прочитанное; в) чувствовать, переживать прочитанное.

Одним из путей запоминания и усвоения материала является ведение записей прочитанного. Основные формы записей — план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План – это перечень основных вопросов, которые рассматриваются в книге или статье. Он раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании труда.

Выписки – это дословное воссоздание в тетради (на ли отдельных листах) важнейших мест труда, характерных фактов, дат, или сжатое их изложение. Преимущество выписок заключается в точности воссоздания текста, удобства в пользовании записями при последующей самостоятельной работе, в накоплении фактического материала и обобщений.

Тезисы – сжатое изложение основных положений прочитанного труда, с помощью которого передается ее главное содержание. Тезисы складываются после детального изучения и глубокого осознания содержания книги. В отличие от плана, тезисы раскрывают содержание текста, причем делается это в форме утверждения или возражения. По содержанию тезисы напоминают конспект, хотя последний имеет более описательный характер и его положение менее категоричны, чем у тезисов.

Аннотация – сжатое обобщение содержания работы. Ею удобно пользоваться, когда студент планирует вернуться к тому или другому труду, а на этом этапе ограничивается ее короткой характеристикой.

Важно помнить, что решение вопроса или задачи нуждается в логическом завершении. Своевременное запоминание сложного теоретического материала обеспечит качественный уровень знаний на практических занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: