Конфликтная модель»

Однако реалии социальной жизни доказывали, что эти так называемые «откло­нения» встречаются слишком часто, чтобы рассматривать их как некое досадное исключение из правил или «ненормальность».

Р. Мертон критиковал идею «функционального единства общества», вопреки которой не однородность и единодушие, но конфликт ценностей и столкновения культур явля­ются типичными для современного общества. Таким об­разом, идее «социального равновесия» была противопоставлена идея «социального изменения», которая в литературе также часто именуется «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта».

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ТЕОРИИ КОНФЛИКТА ДАРЕНДОРФА:

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конф­ликт и подчинение.

2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, напри­мер предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т. д.

3. Интересы членов разных групп различны и противопо­ложны, но у каждой из групп есть общие интересы независимо от того, осознают это вхо­дящие в них индивиды или нет. Например, конфликт может возникнуть между деловыми людьми, стремящи­мися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей
среды. А экологическая безопасность, несомненно, отвечает интересам всех людей.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т. д.

5. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф, 1959).

Таким образом, для функционалистов общество — это устойчивое единое це­лое, главным элементом которого является согласие его членов в отношении общих ценностей. Сторонники теории конфликта, напротив, исходят из того, что в обще­стве постоянно происходят изменения и возникают конфликты, в том числе связан­ные и с подавлением одних членов общества другими.

Модель конфликта и модель согласия изначально были ценностно окрашены. Даже социал-дарвинисты, признававшие «естественный» характер происхождения конфликтов, расходились во мнении относительно того, являются ли конфликты «неизбежным злом» или «позитивным фактором естественного отбора» В то же время для большинства социологов перспектива устранения напряженных ситуаций из жизни общества представля­лась гораздо более привлекательной, а значит и конфликты рассматри­вались главным образом как временное негативное явление, вызванное «непра­вильностями» в общественном устройстве. Усилия ученых были сосредоточены на поиске возможностей избегания конфликтов. Сами конфликты интересовали их гораздо меньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: