Функциональная («равновесная») модель

Извечной мечтой человечества все­гда было создание такого справедливого и прекрасного мира, в котором не будет ни войн, ни распрей, ни конфликтов. И это казалось возможным — достаточно было лишь победить всех врагов, придумать правильные законы, найти мудрых правите­лей. Особое значение придавали способам избегания конфликтов, на поиск ко­торых и были направлены усилия социальных ученых, общественных деятелей, по­литиков и т.д. Поиск практических средств ликвидации конфликтов представлял­ся более благородной и значимой целью, чем исследование самих конфликтов.

Первоначальные попытки социологов создать общую социологическую теорию основывались на равновесных моделях общества, на представлениях об относи­тельно стабильной и интегрированной природе его устройства. Позиция функцио­нализма (исторически более ранняя) первоначально была сформулирована Гербер­том Спенсер ом, затем развита не менее известным ученым Эмилем Дюркгейм ом и продолжает находить своих последователей и сегодня.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛИЗМА:

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внут­ренние механизмы контроля.

3. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов,
укореняются в обществе.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, со­тканной из различных нитей, формируются на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей — самый устойчивый остов общественной системы (Смелзер, 1994, с. 24).

«Равновесная» модель исходит из предположения о функциональном единстве, т. е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Только если по тем или иным при­чинам их внутренняя гармония нарушается, возможно возникновение рассогласо­ваний и конфликтов. Подобной точки зрения, в частности, придерживался Т. Парсонс, идеи которого нередко оцениваются как наивысшее достижение функционалистского направления в социологии. Для Парсонса конфликт деструктивен, дис­функционален и разрушителен. В контексте идей согла­сия, стремления к внутренней интеграции конфликты не могли рассматриваться иначе как «аномалии», которые должны и могут быть исключены из жизни общества при его более правильном и разумном устройстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: