Социал-дарвинизм

Ранняя социологическая традиция в своем описании природы человеческого об­щества часто исходила из идеи универсальности зако­нов живой природы, усматривая аналогии между обществом и живот­ным миром, между жизнедеятельностью социума и человеческого организма.

Наиболее законченное описание про­цессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит, конечно, Ч. Дарвину. Оно построено на идеях естественного отбора, в основе которого ле­жит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособ­ленных особей. Борьба как средство выживания связана с соперничеством за про­питание, территорию, особь противоположного пола или со стремлением к более высокому месту в иерархической структуре своей группы.

Описание социальных процессов в обществе под углом зрения борьбы за существование имело известную популярность в ранней социологии и стало ос­нованием возникновения школы социал-дарвинизма. Понятием социал-дарвинизма обозначают представления, в соответствии с которыми человеческое общество ин­терпретируется прежде всего в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования.

Один из представителей этой школы Л. Гумплович (1838-1909), автор книги «Расовая борьба», рассматривал общество как совокупность «групп людей, беспо­щадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство». В основе всех общественных процессов лежит стремление людей к удовлетворению собственных материальных потребностей, которое, по мнению автора, неизбежно сопряжено с применением насилия и принуждения. Фундаментальные причины такого положения вещей коренятся в том, что «людям от рождения присуща взаим­ная ненависть, определяющая отношения между группами, народами, племенами и расами» (Гумплович, 1899, с. 79). Следствием этого является неустранимость конф­ликтов из жизни общества, по мере развития которого меняются лишь их формы.

Теория борьбы за существование стала предметом рассмотрения и другого пред­ставителя социал-дарвинистского направления в социологии — Г. Ратценхофер а (1842-1904). И борьба за существование, и абсолютная враждебность рас входят, по его мнению, в число основных процессов и явлений социальной жизни, а базо­вым законом социологии должно быть «приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов». Еще один социал-дарвинист — У. Самнер (1840-1910) — считал естественный отбор и борьбу за существование неиз­бежными и универсальными условиями социальной жизни. Теоретические описания А. Смолл а (1854-1926) строятся вокруг категории «интерес», которую он предла­гал считать основной единицей социологического анализа, а основным социальным конфликтом в обществе, соответственно, конфликт интересов.

Благодаря работам Л. Гумпловича, Г. Ратценхофера, У. Самнера, А. Смолла и др. конец XIX — начало XX в. иногда считается начальным периодом в изучении конф­ликтов, заложившим основы школы социального конфликта в социологии. В соответствии с представлениями этой школы конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма социального взаимодействия.

Понятие конфликта начинает занимать все более прочное место в теорети­ческих описаниях социологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: