Типология конфликтов в ДОЛ

Типы основных конфликтов в ДОЛ:

Конфликты в системе взрослые – взрослые:

- вожатый – администрация

- вожатый - родитель

- вожатый – вожатый

Конфликты в отношениях «вожатый – администрация» чаще всего возникают по-поводу нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), не выполнения должностных обязанностей, требований администрации и т.п.

Возможные варианты решения.

- Четкое знание своих функциональных обязанностей.

- Обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам.

- Неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия.

- Компромиссный подход к разрешению ситуации.

- Демонстрировать неагрессивное и не протестное поведение во взаимодействии с представителями администрации.

- Иметь договорные отношения (подписанный договор).

Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый – родитель», чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (не выполняет элементарные требования и нормы, агрессия и т. д), с претензиями родителей по-поводу детей к вожатым (не достаточное внимание к индивидуальным запросам ребенка, плохо организованная жизнедеятельность детей и т. п.).

Возможные варианты решения.

- Правильно выстраивать разговор с родителями (умение выслушать, не агрессировать, не предъявлять сразу же комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка).

- Четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его личности.

- Правильно понять суть требований родителям.

- Привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но, не развивая при этом конфликт вширь, а осуществлять поиск продуктивного решения.

И просто учесть, что родитель хочет, чтобы:

- дети не «испортились» после лагеря;

- индивидуального внимания к ребёнку;

- слышать, что их ребёнок очень хороший;

- чтобы дети просто нормально отдохнули.

Конфликты в отношениях «вожатый – вожатый» возникают по следующему ряду проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которое может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из напарников на отряде (не желание работать); незнание вожатым элементарных основ деятельности вожатого; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и, вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о работе и т. п.

Возможные варианты решения.

- Четкое распределении обязанностей между напарниками – вожатыми.

- Менять пары вожатых по сезонам, пробовать себя в разных ролях.

- Стараться помнить, что мнение может быть у каждого собственное и каждый имеет потребность быть успешным.

Конфликты в системе взрослые – дети:

- вожатый – ребенок,

- администрация - ребенок,

- обслуживающий персонал – ребенок

Конфликты в отношениях «вожатый – ребенок»

Конфликты в этих отношения происходят чаще всего из-за нарушения дисциплины, невыполнения ребенком поручений, неумения детей жить в коллективе, разницы темпераментов и т.д.

Возможные варианты решения.

-Не надо из каждого происшествия делать конфликт. Он должен приносить какую-то пользу, чему-то научить. Важно видеть потенциал каждого.

- Принимая решение по выходу из конфликта, необходимо помнить, что мы (взрослые) уже повзрослели, а ребенок - развивающаяся личность, и этой личности важно не нанести вред.

- Укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда – цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.

Другие же конфликты в данной системе необходимо максимально решать в пользу ребенка и помнить, что управлять конфликтом - значит создавать эффективные условия для его разрешения.

Конфликты в системе дети – дети:

- ребенок - ребенок

- ребенок – группа

- группа – группа (группировки в отряде)

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами: возрастные особенности (возрастной кризис, гормоны и т.п.), неадекватная самооценка (амбиции), конкуренция, борьба лидеров и т.д.

Возможные варианты решения.

- Во-первых, конфликт как можно быстрее нужно остановить, развести противников в разные стороны.

- Необходимо поддерживать «слабого» в конфликте.

- Нужно учить детей продуктивно разрешать конфликты.

- Минимизировать число участников конфликта.

- Загрузить деятельностью.

- Быстро решать мелкие недоразумения, не давая им, перерасти в конфликт.

- Постараться найти «нишу» каждому лидеру.

- Создать коллективу ситуацию успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: