К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие:
- третейский судья, приглашение независимого третьего.
- создание ситуации успеха,
- переключение на деятельность,
- стол переговоров,
- драматизация конфликта(игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта).
Анализ конфликта может осуществляться с помощью картографии конфликта. Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы:
- В чем проблемы, причина конфликта?
- Кто стороны – участники конфликта?
- Чего они хотят?
- Почему они хотят того, чего хотят?
- Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?
Каковы же психологические основы возникновения конфликтов во временном коллективе детского оздоровительного лагеря?
Закономерности развития временного детского коллектива (ВДК) исследуются учеными уже достаточно давно. И поэтому, характеристики, специфика и динамика развития ВДК, сегодня хорошо известны.
|
|
На какие же конкретные детали необходимо обратить внимание на разных этапах развития ВДК? Временный детский коллектив формируется на определенный временной период (в случае лагеря – это чаще всего смена в 21 день, либо профильные смены – от 3 до 7-10 дней), имеет достаточно простую структуру (органы самоуправление, творческие группы, либо советы дел на конкретные события), предоставляет возможность для самореализации и успеха не только лидерам, но и детям, имеющим неуспех в постоянном коллективе.
Важно учитывать динамику развития временного детского коллектива, которую ряд авторов определяют следующим образом.
1 этап (1-6 день) - этап адаптации.
Учесть! Необходимо как можно быстрее:
- познакомить детей,
- разобраться в их личностных особенностях,
- сплотить коллектив через совместную деятельность,
- увлечь их перспективой предстоящей жизни в лагере,
- закрепить освоение режимных моментов,
- выбрать органы самоуправления и структурировать отряд (поделить на группы, звенья, команды и т.п.)
- провести больше, не требующих тщательной подготовки, творческих дел,
- организовать, по возможности, успех отряда на общелагерных мероприятиях,
- стимулировать доверие и доброжелательность в коллективе.
2 этап (6-12 день) - этап индивидуализации,
Учесть! На этом этапе важно:
- создать условия для самореализации и творческого самовыражения детей,
- целенаправленно работать над положительным климатом и благополучными отношениями в отряде (проводить внутриотрядные дела и формировать внутриколлективные традиции: особые огоньки, веселые «кричалки» и т.п.),
- организовывать каждодневно деятельность для интересов разных детей: интеллектуальную, спортивно – туристическую, кружковую, досуговую,
- прогнозировать возможные конфликты, которые могут появиться, поскольку дети уже освоились и начали свободнее себя вести.