Необходимость регулирования экономики и цен государством

В современных условиях регулирующее воздействие на эконо­мику оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики осуществляется на двух уровнях — на макроуровне (субъект — государство) и на микро­уровне (субъект — частные фирмы). От того, как ведет экономиче­скую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

Особенности взаимосвязи компаний и государства накладывают отпечаток не только на характер экономических и социальных от­ношений современного общества, но и на механизм его регулиро­вания.

Государство и частные компании выполняют свои функции по регулированию хозяйственной жизни не отдельно друг от друга, а в тесном единстве. Чем больше компании под воздействием развития производительных сил объективно способствуют повышению сте­пени обобществления производства, тем чаще они вынуждены прибегать к помощи государства для сохранения своего господства и тем более тесным становится их взаимодействие.

Однако это взаимодействие не следует понимать односторонне, только как результат монополизации экономики.

Важнейшее значение имеет и изменение хозяйственной роли государства. Государство создает разнообразный инструментарий, с помощью которого вмешивается в процессы хозяйственной дея­тельности. По мере роста монополизации экономики и усиления степени ее обобщения государство должно брать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессом производ­ства, выполнять которые компании, ограниченные рамками соот­ветствующей формы собственности, не в состоянии.

Формы взаимоотношений между государством и частными ком­паниями меняются. Регулирование деятельности последних проте­кает весьма неравномерно, что проявляется в периодическом воз­растании или ослаблении значения отдельных элементов этого ме­ханизма.

В условиях современного развития рыночной экономики регу­лирование экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и го­сударства. Государство и фирмы являются и самостоятельными субъектами регулирования. Так, расширение сферы деятельности компаний оказывает решающее воздействие на формирование важ­нейших взаимосвязей процесса воспроизводства. Формы монопо­лизации во всем их многообразии являются в то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификации про­изводственных процессов частные фирмы используют разнообраз­ные формы монополизации, такие как слияние, картели, коопера­ция, новые виды рыночной стратегии.

Государство же в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными эконо­мическими ресурсами. Государственный инструментарий регулиро­вания экономических процессов включает три важных средства: го­сударственный бюджет, систему государственных банков и государ­ственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компа­ний и т. д.

Взаимодействие между частномонополистическим и государст­венным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдви­гов, необходимых для дальнейшего экономического развития обще­ства.

Одна из причин перенесения акцента на рыночное регулирование заключается в несоответствии методов государственного регу­лирования, сложившихся в послевоенный период, новому этапу на­учно-технической революции. Эффективное использование ее ре­зультатов в производстве потребовало широкого поиска методов го­сударственного регулирования на уровне отдельных предприятий, стимулирования предпринимательской инициативы. Выяснилось, что успех такого поиска зависит не только от общих установок и размеров мобилизованных ресурсов, но и от формы принуждения к научно-техническому прогрессу, от мотивации поведения хозяй­ственных субъектов.

Рыночные начала стали развиваться сразу по нескольким на­правлениям: перестройка налоговой системы по принципу ней­тральности (отказ, по крайней мере, от селективного подхода), со­кращение прямых форм субсидирования бизнеса, дерегламентация, отказ от прямых форм контроля над ценами, приватизация госу­дарственных предприятий, расширение законодательства о конку­ренции.

С изменениями приоритетов регулирования налоговая и денеж­но-кредитная политика меняются местами. В то же время в боль­шинстве развитых стран проведение бюджетной политики увязыва­ется с мерами по стабилизации денежного обращения. И в первую очередь прилагаются усилия, направленные на нейтрализацию роста бюджетных дефицитов. В регулировании экономики политика доходов занимает подчиненное место. В области структурной поли­тики, несмотря на особенности ее проведения в разных странах, также делается упор на более интенсивное использование рыноч­ных стимулов. Государство отказывается от непосредственного стимулирования сбережений и инвестиций и способствует притоку капиталов в экономику косвенным образом, посредством налоговой и амортизационной политики.

Все вышеназванные направления нового варианта государст­венного регулирования экономики отчетливо просматривались в деятельности правительств крупных промышленно развитых стран.

Но и в Европе приватизация не принесла желаемых результа­тов. В Великобритании в результате приватизации железных дорог они стали работать не лучше, а хуже, приватизация здравоохране­ния отлучила многих от больниц. А вот работа почты, сохранившей свой государственный статус, полностью, отвечает интересам насе­ления.

В экономике все взаимосвязано. Низкая заработная плата не стимулирует рост потребления. В таких условиях емкость рынка сокращается, а развитие экономики замедляется. На Западе считают аксиомой, что чем меньше заработная плата в стране, тем больше безработица, а она еще больше сокращает спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: