Методика расчета тарифов на бытовые и коммунальные услуги

С ростом уровня жизни населения все в большей степени воз­растает объем потребляемых населением услуг — платных и бес­платных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором мас­штабного воспроизводства рабочей силы. По социальной значимо­сти услуги можно разделить на две группы: услуги особой социаль­ной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса.

В отношении особой социальной значимости проводится поли­тика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме. К таким услугам относится прежде всего обеспечение по­требности людей в жилье и медицинских услугах. Цены на услуги второй группы формируются под действием чисто рыночных фак­торов. Уровень цен и тарифов на эти услуги в значительной степе­ни зависит от географического фактора и фактора сезонности. Влияние географического фактора проявляется в территориальной дифференциации цен и тарифов на большинство видов услуг. Спрос на многие услуги имеет ярко выраженный сезонный харак­тер. Например, летом возрастает спрос на туристические услуги, ус­луги пассажирского транспорта.

В период падения спроса на услуги устанавливаются скидки с действующих тарифов.

Формирование тарифов на услуги в значительной степени зави­сит от специфики потребительной стоимости. Часть услуг связана с производством потребительных стоимостей, удовлетворяющих индивидуальные потребности, другие же виды услуг — только с об­служиванием индивидуума, без создания потребительных стоимо­стей. Пошив одежды по индивидуальным заказам или ремонт бы­товой техники связаны с созданием потребительных стоимостей. Цена этой услуги зависит не только от затрат общественно необхо­димого труда на оказание услуги, но и от сложившихся цен на ана­логичные новые товары массового производства. Услуги бань, парикмахерских, пассажирского транспорта, театров и т. п. оказыва­ются без создания потребительной стоимости и проявляются в не­посредственном потреблении труда как вида деятельности. Цена такой услуги зависит от количества и качества затраченного обще­ственно необходимого труда.

Тарифы на все виды услуг дифференцируются в зависимости от качества последних. Тарифы на жилье учитывают его комфорт­ность; качество транспортной услуги определяется комфортностью и скоростью проезда; качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции и т. д.

В рыночной экономике тарифы на большинство платных услуг формируются свободно. Они устанавливаются предпринимателями, оказывающими услуги, с учетом складывающихся затрат и соотно­шения спроса и предложения или на договорной основе. В настоя­щее время государством регулируются тарифы на коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь. Наиболее сложной задачей является установление обоснованного уровня тарифов на комму­нальные услуги. Коммунальные услуги удовлетворяют жизненно важные потребности человека; в систему коммунальных услуг вхо­дит ведение жилищного хозяйства, обеспечение работы водопрово­да и канализации, энерго-, тепло- и газоснабжение, работа внутри­городского транспорта, службы очистки и уборки территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: