Классификация ошибок связана с классификацией норм.
Вообще понятие «норма» проблемное, нет одного чёткого определения этого термина. В плане классификации тоже нет единого мнения, сущ.много точек зрения.
% Головин вообще отрицает наличие лексических норм (он говорит, что в лексике господствует целесообразность);
Граудина выделяет лексические нормы, но ставит их на последнее место после норм произношения, правописания, грамматики;
Басовская структурные нормы (т.е. по ярусам) ставит в один ряд со стилистическими;
Мы же вслед за Ореховой Т.П. придерживаемся её классификации норм и ошибок.
НОРМЫ РУССКОЙ РЕЧИ
Неязыковые Языковые
(социально-этические)
нормы на уровне нормы нормы
яз.средств стиля текста
Орехова Т.П. строит классификацию на 2-х принципах:
1. Формы речи (устная, письменная)
2. Ярусы языка.
НОРМЫ НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
1) Нормы устной речи
- орфоэпические: % произношение согласного перед Э в иноязычных словах: термин, декан, кафе, академия; % произношение, связанное с 3-ей лабиализацией: жёрдочка/жердочка, новорождённый/новорожденный; характер г – фрикативный или взрывной…
|
|
Словари дают разное произношение.
- нормы ударения (акцентологические): каталог, договор, квартал, звонит, баловать, тво/рог и творо/г.
У сущ.м.р. – тенденция к сдвижению ударения в середину слова % бонда/рь – бо/ндарь.
У сущ.ж.р. – наоборот, тенденция сдвинуть ударение в конец % ну/жда – нужда/, свёкла – свекла.
- интонационные % в повествоват.предлож. в конце – понижение интонации, в вопросит. – повышение.
- фономатические (фонетико-орфографические) % глава-голова, тоннель-туннель, галоши-калоши, матрас-матрац, аристократия-аристокриция, театр – феатр.
2) Нормы письменной речи
- графические: буквы д.б. не печатные, а прописные, наклон в одну сторону, буквы примерно одинакового размера, высоты, толщины.
- орфографические – правильное написание слов.
- пунктуационные – правильная постановка знаков препинания.
3) Нормы устной и письменной речи (могут быть стилистические – нестрогие и нестилистические – категоричные, строгие)
- лексические нестилистические: надо знать семантику и сочетаемость слов.
% смешение паронимов: рыбный жир, рыбий магазин; Девочка сыграет заглавную роль в пьесе «Голубой шар» (д.б.главную)
% Нарушение лексич.сочетаемости: Было глубокое лето. (м.б.глубокая осень, но не лето). На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия. (кошки не повизгивают). Карий карандаш.
- лексические стилистические
% неуместное использование иностилевой лексики: Из кареты вылезла прекрасная девушка.
% штампы
% тавтология: Проливной ливень. Остановите на остановке.
|
|
% плеоназм: Нет совсем никаких книг. Поступательное движение вперёд. Простаивать без дела. Неиспользованные резервы.
- фразеологические нестилистические – нарушение структуры фразеологизма.
% У него малый кругозор (надо – узкий).Играть значение, иметь роль (коннотация).
- фразеологические стилистические – неуместное использование фразеологизма.
% Е.О. в любви был стреляный воробей. Эти ваши доводы ни в какие ворота не лезут.
- словообразовательные нестилистические
% Окказионализмы из детской речи: лошадист, кубики спадывают, мама, я такая наетая, мама, я надухарилась.
М.б. в поэтической речи с особым заданием %у Маяковского: змея двухметроворостая, строчки в крики выгранивал, сердце изоханное.
- словообразовательные стилистические – варианты различаются стилистич.окраской.
% скопище (разг) – скопление(лит), контр-, ультра-, экс- - это всё книжные приставки, хар-ные для научного стиля.
- морфологические нестилистические – правильное употребление формы слова % инженеры, мастера, директора, профессора, ректоры. М.б. смысловое различие в таких вар-тах: лагери (общ-политич) – лагеря (пионерс, турист)
- морфологические стилистические – предпочтительное употребление формы слова. % ветры (книж) – ветра (разг), обусловливать (норма) – обуславливать (разг).
Падеж.формы: Р.п. мн.ч. предпочтительнее окончание -ов, но и нулевое постепенно входит в речь. %сто граммов (норма) – сто грамм (уже допустимо).
- синтаксические нестилистические – нарушение грамматической сочетаемости. %Формы управления: характерный (для кого?чего?), свойственный (кому?чему?), оплатить (что?), заплатить (за что?).
- синтаксические стилистические
% В разговорной речи неуместно использовать прич и дееприч обороты, страдат конструкции.
4) Особые ошибки – связаны с содержанием и логикой текста
- фактические (содержательнвые) – незнание автора пр-ия, дат, исторических событий, неверное цитирование.
- логические – нарушение последовательности изложения мысли, противоречия. %Он был здоровый мальчик, но часто болел. Мой папа – журналист, и мама тоже очень красивая. Я проспала, потому что не успела на занятия.
ШКОЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ отличается от научной, она не такая подробная и разветвлённая.
Долгое время в школе была такая классификация ошибок:
- орфографические (на полях – палочка)
- пунктуационные (на полях – галочка)
- стилистические (подчеркивалась волнистой чертой).
1974 г – принята следующая классификация ошибок:
содержательные: граммотные
- фактические - орфографические
- логические - пунктуационные
- речевые (включают лексич.и - грамматические (включают
фразеологич.по научной) слобраз, морфологич, синтаксич.
по научной)
1994 г. – попытка новой классификации ошибок в школе, опубликована в РЯШ. По ней выделялось 2 типа ошибок:
- структурные (по ярусам)
- д.б.стилевое единство текста (но что это не ясно)
Переход на эту классификацию не состоялся.