Архаическая культура

Особенности культуры первобытности:

1) длительность (35 из 40 тысяч лет существования человека);

2) однородность, устойчивость и постоянство;

3) фундамент всей последующей культуры человечества (многие явления современной жизни берут свое начало в первобытной эпохе: язык, письменность, искусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и т.д.);

4) современные проблемы человечества в той или иной мере решаются на материалах исследования первобытной культуры (история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д.);

5) первобытная эпоха существует и сегодня (джунгли Амазонии, центральные районы Африки, острова Океании, в глубинных районах Австралии);

6) отдельные элементы первобытной культуры сохраняются в жизни современного общества (суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в существующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, тотемизма и т.д.).

Общая характеристика первобытной эпохи

Согласно археологической периодизации, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда, в истории первобытного общества выделяются три века:

· каменный;

· бронзовый (медный);

· железный.

Каменный век делится на: палеолит (от 2,6 млн. лет до н. э. до XII тысячелетия до н. э.), мезолит (примерно от XII до VII тысяче­летия до н. э.), неолит (примерно от VII до IV тысячелетия до н. э.), энеолит (примерно от IV до II тысячелетия до н. э.).

Бронзовый век - примерно II - начало I тысячелетия до н. э.

Железный век - примерно с середины I тысячелетия до н. э.

Причины происхождения культуры первобытного общества.

Человеческий род существует около 2,5 млн. лет, человек разумный - около 40 тыс. лет. Орудиями труда человек пользовался более 2 млн. лет. Их употребление открыло более широкие возможности использования природных ресурсов, приспособления к окружающей среде, коллективной охоты, защиты в борьбе с хищниками. Совместная трудовая деятельность сплачивала первобытное общество. Усложнение общественной жизни привело к необходимости обмена опытом и передачи его от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникли членораздельная речь, язык, искусство, мифология, религия - возникла культура.

Естественный процесс эволюции породил в человеке новое отличительное свойство: способность использовать символы. Самой важной формой символического выражения является членораздельная речь, которая обеспечила коммуникацию идей; коммуникация - это сохранение, традиция, а сохранение - это аккумуляция и прогресс. Использование символов привело к возникновению и развитию культуры. Поведение человека - это символическое поведение. Человек становится человеком лишь тогда, когда он приобщается к культуре.

Основные факторы развития культуры первобытного общества:

1. Появление орудий труда.

Каменный век - орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости.

Палеолит делится на: эолит ("заря камня"), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит - эпоха первых орудий человека (деревянные и каменные; естественные - камни, имеющие форму, пригодную для примитивного труда, искусственными - осколки кремня, каменных пород путем дробления их ударами камней более твердых пород). Нижний палеолит орудия устойчивой, правильной формы, для разбивания плодов и костей, разрезывания и т. п. Средний палеолит - режущие и колющие орудия. Верхний палеолит - обработка камня путем надавливания, изготовление каменных ножей, наконечников дротиков и копий, сверел, резцов и т. д. Изобретение добывания огня трением.

Мезолит - эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы, ручные мельницы, сети, плоты, лодки.

Неолит - усложнение камнеобделывания (полированные и сверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Неолит - совершенствуются орудия труда, приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование). Появляются луки, стрелы, керамическая посуда. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два достижения первобытной экономики считают «неолитической революцией», так как совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. В эпоху неолита в первобытной культуре происходят качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопотамии, неолит Европы - от неолита Сибири и т. д.

2. Разделение труда.

Определяющим положение человека в общине становится, профессиональный принцип, а не половой или возрастной. Созданы условия для обмена продуктами. Усиливается роль мужчин. Мужчины выполняют более опасную и трудную работу, женщины - более кропотливую.

3. Установление табу (запретов).

а) запрет на убийство соплеменника: устойчивая численность рода условие выживания.

б) регуляция отношений между полами: запрет брачных отношений между прямыми родственниками.

На стадии первобытнообщинного строя у всех народов одинаковый тип мировосприятия и основанный на нем тип культуры и сознания - мифологический. В основе этой стадии развития культуры везде лежит миф.

В процессе эволюции первобытного общества возникали и получали развитие адекватные новым условиям жизни формы верований.

Основные предпосылки мифологического мышления:

во-первых, человек не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной;

во-вторых, нерасчлененность первобытного мышления, человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.

Важнейшей чертой мифа является символизм - подмена в первобытном мышлении субъекта и объекта. На ранних стадиях развития мифы были примитивны, кратки, элементарны по сюжету и содержанию. Мифология основная форма мировоззрения древнего человека. Мифология тесно связана с религией, идеологией, наукой, литературой, искусством. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм) «наполнены» мифами. Литература выросла из мифа (сказки, героический эпос, легенды, исторические предания).

В первобытном обществе мифология основной способ понимания мира, ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места в нем человека.

Основные темы мифов:

a) о происхождении людей – антропогонические мифы;

b) о происхождении солнца, луны, звезд - солярные, лунарные, астральные мифы;

c) о происхождении мира, вселенной - космогонические (содержат идею творения - креационная: мир создан сверхъ­естественным существом - богом-творцом, великим колдуном и т. п. или идею развития - эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния - хаоса, мрака, воды, яйца и т.д.);

d) о происхождении богов - теогонтеские мифы;

e) о чудесном рождении, о судьбе, о смерти и бессмертии, о загробной жизни;

f) пророчества о конце света - эсхатологические мифы;

g) о культурных героях (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обычаев, обрядов, правил поведения, социальных институтов);

h) о героях-антиподах - близнечные мифы (два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой - зло, один творит благо, другой наносит вред);

i) о смене, череде природных циклов - календарные мифы (отражение труда земледельца и скотовода, способов их профессиональной деятельности в зависимости от смены времен года, природно-климатических условий и т. д.).

Характерные черты мифа:

* отождествление фантазии с реальностью;

* объяснение действительности в наглядно-образной форме;

* эмоциональная насыщенность;

* связь с магией.

Социокультурные функции мифа:

1. стереотипизации:

Вследствие наглядности, простоты, эмоциональной насыщенности мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становятся стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей («красна девица», «буйная головушка», «конь добрый», «нож булатный», крест он клал по-писаному, все поклоны по-ученому, на все четыре стороны низко кланялся и т.д.).

2. компенсации:

Мифологический вымысел компенсирует недостаток знаний в объяснении непонятного.

3. символизации:

В мифе присутствуют «символические оппозиции»: верх-низ, жизнь-смерть, мужское - женское, сырое - вареное и т. д. Миф, отражая в своей символике недостаточно ясно осознаваемые человеком характеристики действительности. Тайны человеческой души до сих пор раскрываются больше средствами искусства, чем науки.

Таким образом, архаическому сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен синкретизм (греч. "соединение, объединение"), нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии:

утилитарный (полезное или вредное);

религиозный (священное или нет);

нравственный (доброе или злое);

эстетический (прекрасное или безобразное).

Определяющим был утилитарный критерий (полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот). С развитием отношений человека и мира и осознанием им своего места в мире синкретический комплекс дифференцируется - сознание отделяет одни критерии от других: предмет может восприниматься как полезный, но безобразный, прекрасный, но злой, и т. д.

В первобытной культуре трудно отделить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Сравнение, уподобление и отождествление в основе первобытного мышления.

Архаическое сознание в целом, воспринимается современным человеком как примитивное только по форме, но не по содержанию. Первобытный человек сам создавал собственную систему ценностей, которая в свою очередь формировала и закрепляла особенности его сознания.

Черты архаического сознания

1. Всеобщее одушевление - представление всего и вся в качестве живых существ, возникшее из чувства слитности с природой и перенесения на нее собственных свойств и качеств живого организма.

На этой почве возникает явление, характерное для самых ранних стадий развития мифа, - фетишизм - поклонение отдель­ным предметам и объектам (фетишам). Фетишизм - форма первобытной религии, связанная с почитанием неодушевленных предметов, которые также наделялись сверхъестественными силами и свойствами.

2. Всеобщая конкретизация и всеобщая персонификация - представление всего в виде конкретных живых существ. Природные отношения важнее, поэтому человек переносит их на коллектив, представляя его функционирование по аналогии с процессами, происходящими в природе, например перенося на него черты поведения сообщества животных. Это нашло свое выражение в широко известной практике тотемизма. Тотемизм - вера в таинственную кровную связь между определенными группами людей и животными, растениями или явлениями природы. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний объект природы. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом определил пути дальнейшего развития человеческой культуры.

3. Всеобщая практика воздействия на поведение сил и сторон, воспринимаемых как живые существа. Человек как часть организма, может воздействовать на целое, в чем-то повлиять на него - следствием такого воззрения является магия, как естественная реакция человека на воспринимаемый им мир. Характерная особенность магии на этой ранней стадии развития мифа: пассивную роль в ней человека, тоже определяющуюся способом производства, в котором человек не имеет возможности активно изменять мир. Магия - система телесных манипуляций и слов, с помощью которой люди пытаются принудить природу, лю­дей, духов и богов к желательным для них действиям или изменениям.

Широкое распространение получили различные виды магии: производственная, промысловая, охранительная, лечебная, вредоносная и др. Магия стала основой для развития логического мышления (различение и разделение).

Возникает анимизм - одухотворение сил и явлений природы, представление о том, что каждая вещь имеет свою душу (происходит первичное разделение духа и материи). Анимизм - форма первобытной религии, связанная с верой в душу и духов, которыми якобы обладают все живые существа, а также предметы и явления природы.

Первобытное искусство обладало функциональной многоплановостью.

Функции первобытного искусства - мировоззренческая, воспитательная, познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая.

Искусство первобытной эпохи способствовало:

* развитию первых представлений человека об окружающем мире и о себе самом;

* закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей;

* общению людей;

* регуляции социальных процессов в обществе;

* формированию духовного мира человека.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят также истоки и других видов творчества: музыки, пения, танца, театрализованных представлений.

Первые произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» - изображения, связанные с культом матери-прародительницы.

Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании).

Развитие пещерного искусства первобытной эпохи свидетельствует об эволюции от простейших изобразительных форм через ясные натуралистические образы к упрощению, стилизации, к легко воспроизводимому и читаемому символу. В эпоху неолита у человека возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобразительных форм.

Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой.

Наиболее распространенные памятники искусства неолита петроглифы - изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом (изображения животных, служивших объектом охоты человека).

К числу загадочных явлений относится группа памятников - мегалитов. Состав группы: менгиры - врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 - 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены - каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погребальными сооружениями; кромлехи - культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа - Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая.

Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры.

Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также формирования внутреннего мира человека.

Таким образом, культура первобытной эпохи это многогранное, всеобъемлющее и сложное явление, где основная форма общности людей - родовая или племенная община, основанная на кровнородственных связях. Первобытная культура с одной стороны, - примитивная, наивная, ограниченная, с другой, - разнообразная, развивающаяся во времени и в пространстве культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: