Мотивация и установка

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

Для некоторых людей высшие потребности имеют большее зна­чение и большую силу, а для других витальные потребности опре­деляют их жизнь и придают ей стиль. Для одних эстетическая по­требность служит источником неиссякаемой энергии, для других же — моральная и интеллектуальная потребности. Словом, между людьми существуют довольно многосторонние различия в зависимо­сти от того, какая потребность более характерна для их. Разумеется, здесь решающее значение имеет прошлое людей — та ситуация, в которой протекала их жизнь и в которой они вос­питывались, те впечатления и переживания, которые имели для них исключительный вес. Без сомнения, в силу всего этого у каждого выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и

становятся основой готовности к деятельности в соответствую­щих условиях и в определенном направлении.

Между прочим, личность человека создают исключительно эти установки: они являются причиной того, что для некоторых основ­ным источником энергии является одна система потребностей, а для других — другая.

Приняв это во внимание, нам станет понятно, что не все для всех имеет одинаковую ценность. Отдельные предметы или явления оцениваются в зависимости от того, какую потребность могут они удовлетворить, а ведь потребности у людей разные.

Когда перед человеком встает вопрос, как себя повести, сказы­вается следующее обстоятельство: из тех возможных действий, какие его разум признает целесообразным, только некоторые при­влекают его с определенной стороны, только по отношению к не­которым из них чувствует он готовность, только некоторые приемлет как подходящие, как истинно целесообразные. Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Когда субъект находит такую разновид­ность поведения, он особенно его переживает, чувствуя к нему тяготение,' переживает готовность к его выполнению. Это именно то переживание, какое появляется при акте решения в виде специ­фического переживания, охарактеризованного нами выше под на­званием «я действительно хочу». Это переживание наглядно указы­вает, что у субъекта создалась установка определенного поведения: свершился акт решения, и теперь вопрос касается его выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: