Цивилизационного развития

Техногенная цивилизация ориентирована на все большее накапливание материальных благ и решение всех вопросов человеческого бытия на этой основе. С глобальными проблемами техногенная цивилизация столкнулась во второй половине XX в. Глобальными являются проблемы, которые носят общепланетарный характер, затрагивают жизненные интересы каждого народа и государства, определяют судьбу всего человечества, требуют для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. Глобальные проблемы явились результатом многовековых изменений в системе «общество-природа» и в самом социокультурном развитии. Предпосылки их появления своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей кризис индустриального общества и технократически ориентированной культуры в целом.

Итогом такого развития стала деградация окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его образ мышления и поведение оказались не в состоянии изменяться адекватно нарастающим переменам в окружающей действительности. Ключевым фактором ускорения социально-экономичес-ких процессов стал сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая инновациями в области науки и техники. К извечным мировоззренческим проблемам бытия, сознания, смысла жизни и др. современная эпоха добавила принципиально новую – проблему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Таким образом, причинами глобальных проблем выступают:

1) возрастающая интернационализация всей общественной деятельности на планете, которая выражается в расширении объективных политических, экономических и культурных связей между частями мирового сообщества;

2) резкое возрастание степени технического воздействия общества на природу (включая и природу самого человека), масштабов его хозяйственной деятельности, ставшей сравнимой с планетарными природными процессами;

3) крайне обострившаяся и всепроникающая неравномерность развития отдельных стран и народов, в первую очередь, неравномерность развития различных сфер жизни внутри этих стран, различных сторон жизнедеятельности человека, что приводит к своеобразному сочетанию в его сознании и поведении пластов различных исторических эпох и культур.

Принято выделять три группы глобальных проблем:

1) проблемы межгосударственных отношений (устранение войны как способа решения конфликтов, обеспечения справедливого мира, установление нового международного экономического порядка);

2) экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, освоение Мирового океана и космического пространства, обеспечение людей энергией, пресной водой, продовольствием, сырьевыми ресурсами и т.п.);

3) социальные проблемы (рождаемость, выживание, образование, здоровье, преступность).

Глобальные проблемы и поиск средств их разрешения стали предметом пристального внимания различных международных исследовательских центров (Общество по изучению будущего мира, Институт проблем будущего и др.). Широкую известность приобрел Римский клуб – межправительственная общественная организация, созданная в 1968 г. и объединяющая более 130 ученых различных стран. На протяжении 1970–90 гг. Римский клуб опубликовал более 20 докладов («Пределы роста» (1972 г.), «Человечество на перепутье» (1974 г.), «Перестройка международного порядка» (1984 г.), «Первая глобальная революция» (1991 г.) и др.). В них анализируются границы экономического развития мирового сообщества и человеческое измерение глобальных проблем.

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к появлению различных концепций.

Так, сторонники технологического детерминизма (Р. Арон, Д. Белла, Дж. Несбит, О. Тоффлер и др.) концентрируют внимание на изучении прогресса науки и техники в общественном развитии. В истории человечества выделяются три фазы: доиндустриальная (аграрная), индустриальная (технологическая форма общества) и постиндустриальная (социальная стадия). Доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой. В качестве основного ресурса используется сырье и применяются трудоемкие технологии, важнейшими общественными институтами здесь являются церковь и армия. В индустриальном обществе на передний план выходит взаимодействие человека с искусственной средой (преобразованной природой). Главным ресурсом здесь выступает энергия (машинное производство), производится капитал (капиталоемкие технологии), а социальными институтами являются корпорация и фирма.

В постиндустриальном обществе доминирует взаимодействие человека с человеком, происходит переход от производства товаров к производству услуг (финансы, транспорт, строительство, здравоохранение, образование, туризм и др.). Научное знание становится центральным ресурсом производства, управления и культуры. Возникает новый класс технических специалистов (консультантов и экспертов-политиков), наукоемкие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие, ведущим общественным институтом становится университет как форма производства знания. Классовое деление уступает место профессиональной стратификации, основной конфликт общества – конфликт между знанием и некомпетентностью. В новой социальной структуре положение человека будет зависеть не от собственности и происхождения, а от уровня образования, позволяющего получить доступ к знанию. Подлинная новизна постиндустриального общества состоит в научном подходе к управлению общественным развитием, стимулировании инноваций и творчества личности.

Информация и знания определяют качество жизни, перспективы экономики, социальные изменения. Массовое производство становится нерентабельным. Осуществляется децентрализация производства и властных полномочий. Гибкие режимы и графики заменяют конвейерные программы, обеспечивают оптимальные размер и масштабы производства. В постиндустриальном обществе существуют разнообразные источники энергии (воспроизводимые) ветра, солнца, а не истощимые (нефть, уголь, газ).

Широкая технологическая база, основанная на достижениях биологии, генетики, электроники, использовании искусственных материалов, деятельности под водой и в Космосе, обеспечивает малое объемное, легкое в управлении, безотходное, а значит экологически безопасное производство. Бесприбыльные организации получают распространения в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, результатом которых являются гуманитарные и экологические катастрофы. Прошлое не изчезает бесследно, а хранится на носителях информации. Родственные связи в постиндустриальном обществе не разрушаются, а укрепляются, ибо общение возможно и на расстоянии.

С позиции постиндустриальной парадигмы кризис современного общества предстает как разрыв между принципами рациональной организации экономики и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхода из кризиса должен стать переход от господства капиталистических корпораций к научно-исследовательским институтам, от капитализма к обществу знаний. Концепции технологического детерминизма были подвергнуты критике, прежде всего, за апологию капитализма и абсолютизацию научно-технического потенциала и его влияния на жизнь общества.

Альтернативный путь предлагается в гуманистических концепциях общества, в которых современные технологии рассматриваются как средства углубляющегося самоотчуждения человека от своей сущности, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности западной цивилизации являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений. По мнению американского философа и психолога Э. Фромма, основой социальных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистическая революция, революция в человеческих отношениях – радикальная ценностная переориентация. Стержневую установку современного общества на обладание («иметь») необходимо заменить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»), реализацию сущностных качеств человеческой природы.

Истинным призванием человека и высшей ценностью является любовь, поскольку в ней осуществляется установка на бытие, меняется характер человека, находят решение проблемы человеческой жизни. Тем самым происходит переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная направленность на бытие предстает в качестве высшей ценности. Целью и задачей личности является построение персоналистской цивилизации, в которой находят воплощение принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различий) и ответственности.

Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер пришел к выводу, что технократизм привел к гибели идеалов культуры и выдвинул принцип благоговения перед жизнью как ведущую установку новой общечеловеческой культуры. Этот принцип экологии духа, сохранения и взаимоуважения культур знаменовал переход от технократической модели развития мировой цивилизации к новой общепланетарной культуре.

В трансформации индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», усматривает единственную на данный момент возможность решения глобальных проблем современности А. Печчеи. Культурные изменения должны стать органической основой мировоззрения самых широких масс населения, а не отдельных элит и слоев общества. Культурная революция включает совершенствование качеств и способностей всего человечества. Новый гуманизм, который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира, характеризуют три компонента: чувство глобальности, любви к справедливости и нетерпимость к насилию.

О практической трудности реализации «человеческой революции» свидетельствует неспособность мирового сообщества справиться с глобальными проблемами своего развития в начале XXI в. Главным препятствием выступает проблема преодоления цивилизационных «разломов», раскола культур, налаживания диалога культур. С этой целью необходимо интенсивное развитие межкультурного взаимодействия во всех сферах общественной жизни на основе понимания и уважения культурных различий, национальной самобытности каждой из культур и с учетом тенденций глобализации в мировом культурном пространстве.

В русле гуманистического подхода разрабатываются и концепции «нового экологического сознания» (Э. Уилсон, У. Андерсон, Л. Уайт, Р. Аттфилд и др.). Они объясняют обострение глобальных проблем логикой отношений человека и природы и предусматривают изменение их мировоззренческой основы. «Новое экологическое сознание» включает идеи преобразования самой структуры нашего «Я» и освоения им способов слияния с природой (глубинная экология); налаживания сотрудничества человека с природой и расширения ее возможностей (персоналистическая экология); необходимости изучения различных форм социальности в животном мире и разработку на этой основе биополитики (социобиология); повышения индивидуальной ответственности каждого человека за здоровье Земли (биосферная этика).

В современном мире можно указать определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных ситуаций, которые оформляются в виде набирающих силу объективных тенденций:

1) информационная (компьютерная) революция как технологический фундамент возможной интеграции человечества перед лицом глобальных угроз, создающая объективную предметную основу нового видения Вселенной и возникновения новой человеческой цивилизации;

2) утверждение в качестве преобладающего типа хозяйственных связей смешанной рыночной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей гармонизацию хозяйственных связей и интересов различных экономических субъектов, оптимальный баланс экономической эффективности и социальной справедливости;

3) становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных взаимодействиях, превращение его из идеала в практический регулятор подлинных человеческих отношений;

4) процессы сближения и консолидации различных религиозных и светских течений духовной жизни общества, расширение различных связей между индивидами, социальными группами и народами, межкультурная интеграция при сохранении самобытности каждого этноса и каждой культуры.

Вступление человечества в «эру рисков» актуализирует потребность в разработке стратегии развития, которая бы обеспечила выживание человечества и его устойчивое движение в XXI в. Она требует принципиально нового типа мышления, органически сочетающего глобализацию, гуманизацию и экологизацию человеческого развития, диалектику общечеловеческого и национального. Осуществить новую модель развития возможно только совместными усилиями всего мирового сообщества посредством расширения культурного сотрудничества, свободных информационных связей, активного обмена научными, техническими, экономическими, экологическими и другими достижениями.

Ядром общественного развития должен стать гуманистический компонент. Современный гуманизм предусматривает реальную реализацию прав каждого человека на Земле, социальную направленность информационной цивилизации, обеспечение физического и духовного совершенствования человека. Формирование планетарного сознания, этики солидарности, системы нравственных принципов, объединяющих все народы во имя сохранения мира и спасения окружающей среды, – это магистральное направление, способное вывести человеческую цивилизацию из критического состояния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: