Базовые понятия темы: первобытная культура, неолитическая революция, синкретизм, культура Древнего Востока, традиционализм и консервативная стабильность древневосточных цивилизаций, культура античности, агонистика, утилитарная направленность, культура средних веков, теоцентризм, традиционализм, символизм, дидактизм, рефлексивность, историзм средневековой культуры, культура эпохи Возрождения, антропоцентризм и гуманизм, художественный и элитарный характер ренессансной культуры, Реформация, культура Нового времени, новоевропейский антропоцентризм и гуманизм, рационализм, прогрессизм и европоцентризм культуры Нового времени.
Контрольные вопросы и тестовые задания
1. Почему первобытную эпоху называют периодом «младенчества» человечества? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры.
2. В чем состоит и чем определяется принципиальное различие культуры Древнего Востока и культуры античности?
3. Каковы истоки «греческого чуда»?
4. Почему, на Ваш взгляд, именно в Древней Греции возникают Олимпийские игры?
|
|
5. Почему средневековую церковную архитектуру называют «Библией в камне»? Приведите другие примеры воплощения типологических черт культуры средних веков.
6. Можно ли считать эпоху средневековья временем культурного застоя? Обоснуйте свой ответ.
7. Какова специфика и в чем проявляется различие светской и религиозной форм культуры эпохи Возрождения?
8. В чем сказалось влияние установок эпохи Возрождения на развитие западной культуры? Раскройте их содержание на конкретных примерах.
9. Новоевропейское понимание гуманизма характеризует:
а) идею формирования гармоничных отношений человека с обществом и природной средой;
б) ориентацию на многостороннее развитие индивидуальности;
в) культ изолированной индивидуальности и идею овладения окружающей средой;
г) установку на всестороннее развитие личности как условие гармоничного развития общества;
д) идею свободы, прав и достоинства личности.
10. Почему XVIII век И. Кант назвал «временем совершеннолетия человечества»?
11. Что выступает основным противоречием культуры XIX века? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
12. Как Вы понимаете смысл высказывания немецкого философа Ф. Ницше о том, что в XIX веке «Бог умер», ведь религия не исчезла из жизни европейского общества и продолжает существовать и в наше время?
13. В чем выразилось становление техногенного характера европейской цивилизации в Новое время? В связи с этим прокомментируйте следующие высказывания:
а) «…цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца…» (Н.Ф. Федоров);
|
|
б) «…культура, – если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, … оставляет после себя пустыню…» (К. Маркс);
в) «Мы не можем ждать милостей у природы. Взять их у нее – наша задача» (В. Мичурин);
г) «…Самоотречение должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку» (А. Швейцер).
Рекомендуемая литература
1. Борзова, Е.П. История мировой культуры [Текст] / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2002.
2. Грушевская, Т.Г. Культурология [Текст] / Т.Г. Грушевская, А.А. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) [Текст] / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
4. Золкин, А.Л. Культурология [Текст] / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Кравченко, А.И. Культурология [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008.
6. Культурология [Текст] / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
7. Культурология. История мировой культуры [Текст] / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
8. Культурология [Текст] / под ред. А.С. Неверова. – Минск: Вышая школа, 2007.
9. Культурология: История мировой культуры [Текст] / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2006.
10. Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры [Текст] / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2005.