Антропоцентризм (от греч. anthropos человек + kentron центр) - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.
Гуманизм (от лат.humanus человечный) - мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству.
Индивидуализм - буржуазное воззрение, противопоставляющее эгоистические интересы отдельной личности (индивидуума) интересам общества, ставящее личные, корыстные интересы выше общественных.
Индульгенция (от лат.indulgentia снисхождение, милость) - грамота об отпущении грехов как прошлых, так и будущих, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или какие-либо заслуги перед церковью.
Инквизиция (от лат. inquisitio расследование) - учрежденная католической церковью в начале ХIII в. судебно-полицейская организация для борьбы с ересями.
Протестантизм (от лат.protestantis возражение, несогласие) - общее название христианских вероучений, возникших в ХVI в. в результате реформации, например, лютеранство, кальвинизм.
Реформация (от лат.reformatio преобразование) - широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания.
Задания
Опираясь на вышеизложенный текст, ответьте на следующие вопросы:
1) Какую особенность Возрождения имел в виду русский философ Н. Бердяеев, давая следующую оценку эпохи: "Тайна Возрождения - в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества"?
2) На чем основывается оценка эпохи, данная русским поэтом А. Блоком: Возрождение - это беспокойное время "когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты", время, когда "человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась в весеннем хороводе"?
3) Что дало право М. Лютеру вернуть Риму в начале ХVI в. звание "вавилонской блудницы"?
4) Прокомментируйте высказывание русского историка Н. Кареева: "Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений". О каких «новых потребностях ума» и «новых жизненных установках» говорит автор?
Используя предложенный ниже сравнительный анализ и вышеприведенный текст, составьте таблицу, указав общие черты и отличия итальянского Возрождения и Реформации.
Эпоха Реформации, хронологически совпавшая с последним периодом Возрождения, все же выделяется своей внешней непохожестью. Гуманисты Возрождения подчеркивали самоценность человеческой личности, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных возможностях. Они воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение "по образу и подобию" как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя в нем созидателя и преобразователя мира. Этому понимаю величия человека Реформация противопоставила идею полной ничтожности человека перед лицом Бога, оптимистичному и жизнерадостному мироощущению, способности наслаждаться красотой природы и радостями жизни - суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Превознесению могущества человеческого разума и силы познания противопоставлено протестантское презрение к умствованию и абсолютное доверие к вере, доходящее до прямого обскурантизма (мракобесия и ненависти к науке). Реформация в отличие от итальянского Возрождения - это культура народных масс, неграмотных, но привыкших упорно трудиться и добиваться своих целей. Гуманисты Возрождения - прекрасно образованные люди, знатоки философии, поэзии, искусства.
Характеристика | Возрождение | Реформация |
Общие черты | 1. 2. | 1. 2. |
Отличия | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
1) Назовите причины возникновения эпохи Возрождения?
2) Почему именно Италия стала родиной эпохи Возрождения?
3) Какую роль играла классическая античная древность в возникновении мировоззренческих основ данной эпохи?
4) Почему деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами?
5) Каковы основные черты эпохи Возрождения?
6) Что стало краеугольным камнем мировоззрения человека эпохи Возрождения?
7) Какие изменения претерпело христианство, сложившееся в форме католического вероисповедания, к ХV в.?
8) Какие цели ставила перед собой Реформация?
9) Чьи интересы и взгляды на христианство выражало это движение?
10) Почему Реформация рассматривается как составная часть эпохи Возрождения?
11) Какая ветвь христианства сформировалась в результате движения Реформации?
Список использованной литературы
1. Баткин Л.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
4. Блок А. Данте и всемирная литература. М., 1967.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 1. М., 1987.Вып.
6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.
7. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.
8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.