Становление славянской культуры

Об этногенезе славян существует обширная литература.

Историки, археологи, этнографы, занимающиеся данной проблемой, пришли к выводу, что далекие предки славян выделились из индоевропейской общности племён. Индоевропейцы – это земледельческие племена с яркой и интересной культурой, в VI тыс. до н.э. они заселяли бассейн среднего и нижнего Дуная, Балканский п-ов. С середины V тыс. до н.э. индоевропейские племена начинают расселение на север: в бассейны Рейна, Эльбы, Одера, Вислы, по Днепру и Южному Бугу. В середине IV тыс. до н.э. восточнее Вислы, на землях будущей родины славян, формируется трипольская археологическая культура. Один из локальных вариантов трипольской культуры лингвисты признают родственным славянской, но имеются в виду не собственно славяне, а только их языковые предки (V-III тыс. до н.э.). Нужно сказать, что на территории Европы развивалась не только культура индоевропейских племён, на этих землях жило и коренное население. Синхронно с культурой индоевропейцев со стороны Северного моря и Балтики в Европу проникает археологическая культура воронковидных кубков, это культура местных мезолитических племен (неиндоевропейцев), культура достаточно высокая, уже хорошо знакомая с металлом. Естественно, что племена культуры воронковидных кубков явились субстратом по отношению к индоевропейцам, в том числе и протославянам.

В кон. III - нач. II тыс. до н.э. в жизни северных индоевропейцев (Центральная и Восточная Европа) возникает археологическая культура шаровых амфор: к земледелию прибавилось скотоводство, колёсный транспорт (упряжка волов), люди овладели верховой ездой, выделились вожди и воины-всадники. Учёные называют носителей этой культуры то пастухами, то разбойниками, то купцами. Географически культура покрывала почти всю прародину восточных славян: от Лейпцига до Киева. Некоторые учёные считают "северную общность" племён культуры шаровых амфор соответствующей временной близости протогерманцев, протобалтов, протославян. Хронологически протославянский период охватывает около 700 лет: от кон. III - до сер. II тыс. до н.э. Протославяне – это языковые предки славян.

Более близких предков славян (праславян) исследователи связывают с первыми веками II тыс. до н.э., они считают, что общий праславянский язык существовал две тысячи лет. В нач. II тыс. до н.э. в ареале культуры шаровых амфор возникла культура боевых топоров или шнуровой керамики. Энергичные конные пастухи начинают расселяться в редко заселённые северные пространства. Они дошли до северо-восточной Прибалтики, верхней и средней Волги, на юге - до Причерноморских степей. К сер. II тыс. до н.э. положение стабилизировалось, обозначились устойчивые археологические общности.

Одну из них – тшинецко-комаровскую археологическую культуру (XV-XII вв. до н.э.) академик Б.А. Рыбаков связывает с праславянами. Праслявянский период длился с XV - VII вв. до н.э. Один из крупнейших исследователей проблемы происхождения славян П.Н. Третьяков также склонен считать, что корни славянских племен, восходя к пастушеским племенам, выделившимся из индоевропейской общности, носителям культуры шнуровой керамики. Протословяне и праславяне, однако, это ещё не восточные славяне, с историей и культурой которых мы хорошо знакомы по раннесредневековой истории Киевской Руси. Восточнославянская культура VIII - IX веков сформировалась, она однородна и уже определённо характеризует данную группировку славян. Эта культура генетически связана со славянской культурой VI - VII веков, но вот найти ту историческую и культурную "тропинку", по которой славяне пришли в VI век очень сложно. Это не значит, что исследования в данной области прекратились, они продолжаются. В связи с этим уместно привести точки зрения археологов П.Н.Третьякова и В.В.Седова, основанные на археологическом и лингвистическом материале, на данных топонимики. П.Н. Третьяков выводит раннесредневековую славянскую культуру из зарубинецкой археологической культуры (от II вв. до н.э. - до VI в. н.э.), проявившей себя в среднем течении Днепра, правда, вопрос о происхождении зарубинецких племён он оставляет открытым. В.В. Седов, основываясь на методе ретроспективы, считает культуру подклошовых погребений (V - II вв. до н.э.) нижним звеном в цепи археологических культур, при помощи которой можно проследить славянскую культуру вглубь веков. Археологическая культура подклошовых погребений распространилась по среднему и частично верхнему течению Вислы, по бассейну Варты; на западе - до среднего течения Одера; на востоке - до Припятского полесья. По мнению В.В. Седова, племена этой культуры - ранние славяне, т.к. есть некоторые элементы преемственности в развитии археологических культур, т.е. славяне как самостоятельная этноязыковая единица стали формироваться в сер. I тыс. до н.э. В это время близкими соседями славян, по данным лингвистики, являлись племена балтов, германцев, кельтов.

В позднелатинскую и римскую эпохи (кон. II в. до н.э.- нач. V в. н.э.) на территории культуры подклошовых погребений начала складываться пшеворская археологическая культура. Эта культура заняла уже значительно большую площадь, она продвинулась на юго-восток к верховьям Днестра и Тиссы, а вот в бассейне Эльбы и низовьях Варты пшеворских древностей уже нет. В пшеворской культуре ощущаются связи с культурой германских племён и Римской империи (дорогие серебряные и бронзовые сосуды, некоторые орудия труда, римские монеты). Большинство польских учёных называют пшеворскую культуру венедской, т.к. она находилась на территории венедов и совпадала с ними по времени.

Рядом с пшеворским массивом, и в то же время, в среднем Поднепровье формировалась зарубинецкая культура. Всеми учёными признано её прямое отношение к культуре восточных славян. Истоки зарубинецкой культуры нужно искать во взаимодействии и метисации местных племён: милоградских на севере, скифских на юге с пришлым населением - носителями культуры подклошовых погребений и поморской. Основная масса зарубинецких племен в это время продвигалась по верхнему Поднепровью на Оку, пополняя местное население этого края. Таким образом, ещё один из ареалов славянской культуры на рубеже веков и в первые века н.э. просматривается уже четко: широкой полосой от верхней Эльбы до киевского Поднепровья. Однако это далеко не вся территория, которую заселили славяне к сер. I тыс. н.э.

Часть племен зарубинецкой культуры приняла участие в генезисе славянского ядра черняховской археологической культуры во II - нач. IV вв. Эта культура развивалась на землях от среднего Дуная по берегу Черного моря на юге, по верховьям Днестра и Южного Буга на севере и по бассейну Днепра до Десны на востоке, т.е. на скифо-самарских землях. В.В. Седов считает, что пшеворско-зарубинецкие племена вместе с местным ираноязычным населением (скифо-сарматским) составили основное ядро черняховского населения. Они жили на одной территории, смешивались между собою, и в результате ираноязычное население оказалось частью ассимилированным славянами, частью уничтожено гуннами, незначительная часть покинула эту землю. Расцвести черняховской культуре, к сожалению, помешало нашествие гуннов, но их господство было недолгим - в сер. V в. их держава распалась, а сами они растворились в сарматских, славянских и других племенах, которые заселили ареал исчезнувшей черняховской культуры, т.к. всё население гуннам истребить не удалось, а население это, вплоть до VII в., было в основном скифо-сарматским и славянским. Нужно заметить, что после уничтожения гуннами черняховской культуры, зарубинецкие племена стали активно продвигаться на юг – к Южному Бугу, нижнему Дунаю, Днепровскому левобережью. В таких условиях, при активном участии скифского этнического компонента, сформировалась ещё одна группировка славян, которую византийские историки и Иордан называли антами. Таким образом, славянская культура проникает и развивается на землях лесостепи между нижним Дунаем и Северным Донцом.

К V - VII вв. славяне уже четко выделялись среди существовавших синхронно с ними германских, тюркских племён, племён балтов и других по следующим этнографическим признакам: форме лепной керамики, способу домостроительства, погребальному обряду. К VII в. славяне заняли огромную территорию: от Вислы до низовьев Дуная и Днепра, бассейн Днепра до верховьев Волги, бассейны озера Ильмень и Псковского озера, почти вплотную подошли к Ладожскому озеру, вокруг которого неширокой полосой жили финно-угорские племена.

К моменту складывания древнерусская народность, т.е. те древнерусские летописные племена, о которых писал Нестор, представляла собой результат взаимного смешивания нескольких этнических компонентов: индоевропейского, тюркского, балтского, финно-угорского, скифо-сарматского, в некоторой степени, германского.

В процессе этногенеза протославяне, праславяне и собственно славяне познавали окружающий их мир, составляли определённое мнение о нём, которое ярко и образно переводили в систему религиозных представлений, в цикл аграрно-магических обрядов, а также обрядов, связанных с культом предков. Таким образом сложилась славянская языческая картина мира. Значительное место в ней занимала религия.

До принятия христианства восточные славяне прошли длительный этап языческих верований. Язычество в широком смысле охватывает все религиозные верования человечества вплоть до появления мировых религий. Славянское язычество прошло несколько стадий в своём развитии. Первый этап язычества далеких языковых предков славян пришелся на пору мезолита (XIII - V тыс. до н.э.), это эпоха «берегинь» и «упырей». Нужно заметить, что это общечеловеческая стадия верований, в том числе и индоевропейцев. Итак, протославяне «клали требы упырям и берегиням», те и другие представлялись им во множественном числе – значит, это ещё не персонифицированные божества. Схематично это можно представить как силы добра и зла, которым люди приносили жертвы. Нет данных о том, какими наши предки представляли себе эти силы, поэтому следует ограничиться понятием "волшебных сил", которые, по мнению людей, существовали в природе.

С наступлением земледельческой стадии развития люди стали зависимыми от погодных условий: солнца, дождя; поэтому родились представления о всемогущих, грозных и капризных божествах неба, от воли которых зависел урожай. Все магически-религиозные верования ранних земледельцев связаны с аграрным культом. Они молились о плодовитости земли (пашни), как охотники молились о плодовитости зверей. Их молитвы выражались в различных магических действиях, заклинаниях и приношении жертв божествам. Если судить по религиозно-магической символике трипольской земледельческой культуры, то с IV по II тыс. до н.э. символом плодородия считалась женщина. Земледельцы стали отождествлять способность женщины к деторождению со способностью земли плодоносить, поэтому появляется множество женских скульптурок, украшенных характерным аграрным магическим узором. Неудивительно, что первыми появились в матриархальном земледельческом обществе женские божества - Рожаницы; Бог-мужчина появился позже – с наступлением патриархата.

Земледельцы энеолита (IV – III тыс. до н.э.) выработали следующую систему представлений: земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине, "понесшей в чреве своем", дождь олицетворялся с грудью женщины; над небом, землёй и дождем властвовали две хозяйки мира - Рожаницы, мать и дочь. Поэтому не случайно на трипольских сосудах для "волхования" водой изображены в реалистическом и стилизованном вариантах две женщины. В бронзовом веке, может быть, в конце его, появляется ещё одно божество - Род. Это мужское патриархальное божество заняло главенствующее положение по отношению к Рожаницам. По мнению академика Б.А. Рыбакова, Род - это всеобъемлющее божество вселенной со всеми ее мирами: небесным, средним и нижним. Культ Рода великолепно прослеживается в композиции Збручского идола, найденного в 1848 году на реке Збруч, притоке Днестра. На нём изображены пять языческих божеств: Мокошь, Лада, Перун, Дажбог и Велес. Идол имеет форму фаллоса, в своё время он был даже выкрашен в красный цвет, а ведь общеизвестно, что таким образом выражалась идея жизни, размножения, плодовитости. Б.А. Рыбаков считает, что посредством такого архаичного символа и многозначности (пять божеств) могла быть выражена идея Бога Природы – Рода.

В жизни восточных славян значительное место занимали праздники и погребальные языческие обряды. Три основных праздничных комплекса обрядов были связаны с аграрным культом: «зимние святки» с 24 декабря по 6 января, купальский цикл «зеленых святок» с 19 по 24 июня и осенние праздники Рода и Рожаниц с 29 августа по 9 сентября. Эти ритуальные праздники связаны с молениями и заклинаниями о хорошем урожае. Погребальный обряд восточных славян прошёл длительный эволюционный путь, он гармонично сочетает в себе два культа: аграрный и культ предков (один из древнейших человеческих культов). 2,5 тысячи лет (до X - XI вв.) восточные славяне следовали обряду сжигания на погребальных кострах праха умерших родственников. Этот обряд совпал с развитием земледелия что не случайно, т.к. рождается идея души, которая вместе с дымом костра поднимается к небу; прах же родственников, т.е. то, что оставалось после погребального костра, предавался земле, которая была источником благ для земледельцев. Таким образом, живые связывали умерших с небом и землёй, вероятно, они думали, что так умершие предки больше способствовали благополучию оставшихся жить.

Языческий период истории наших предков почти не оставил памятников культуры, связанных с религией. Святилища и идолы были в подавляющем большинстве деревянными и, естественно, не сохранились до наших времен. Мы располагаем очень немногим: реконструированными святилищами, а также дожившим до наших дней Збручским идолом. Но археологический материал более ранних периодов: протославянского и праславянского - богат и разнороден. Эти находки помогают раскрыть представления о мире далёких предков славян, конечно, в силу преемственности культур, сменяющих одна другую на территории прародины, эти воззрения формировали и собственно славянскую картину мира.

Интересны загадочные композиции трипольских росписей на магических сосудах для "волхования" водой. В верхнем ярусе обычно рисовалась волнистая или зигзаговая линия, обегающая всё горло сосуда, конечно, это индоевропейский символ воды. В среднем ярусе почти обязательными являются солярные знаки (круг, круг с крестом внутри), широкие светлые спиральные полосы, идущие слева вверх и направо. Их пересекают вертикальные полосы, состоящие из тонких параллельных линий. Нижний ярус обычно ничего не содержал, изредка изображались круглые точки, иногда от этих точек как бы прорастал в средний ярус росток. На верхней линии яруса часто рисовали растения и зверей. Академик Б.А. Рыбаков считает, что трипольские орнаменты очень полно и ярко выражали трёхчленную структуру мира, известную по Ригведе: земля предстаёт не как граница двух миров - надземного и подземного, а лишь как почва, на которой растут колосья и деревья. Над землёй раскинулось огромное "воздушное пространство" - небосвод, по которому непрерывно движется солнце, а сверху вниз, посылаемые силами неба, льются потоки дождя из неистощимых запасов верхнего неба, отделённого твердью от видимого небесного пространства. Эта картина мира отражала сложный комплекс представлений о плодовитости, о двух небесах и о движении времени вслед за солнцем, от движения времени зависела смена сезонов, циклы дождей и созревание урожая.

Когда земледельческие культуры были нарушены вторжением скотоводов культуры шаровых амфор, а затем энергичными конными пастухами культуры боевых топоров или шнуровой керамики, тогда и трёхчленная модель мира земледельцев претерпела изменения, она стала четырехъярусной. На ритуальных погребальных сосудах стали изображать солнце под землёй, т.е. к трём прежним ярусам добавился четвёртый - тот подземный мир, куда вечером закатывается солнце, где ночью оно совершает свой невидимый путь под землёй, чтобы утром снова взойти на востоке. В этот же период времени возникает такая форма могильной насыпи, как степной курган. Конные пастухи осознали округлую выпуклость видимой части земли лучше, чем это могли сделать земледельцы-пахари. Ощущение простора, свобода передвижения, кругозор в прямом смысле этого слова - это те новые элементы мировосприятия, которые породили стремление воссоздать в могильной насыпи как бы видимую модель пространства, курган был меньшим масштабом того, что наблюдал человек вокруг себя. Таким образом, постепенно расширялось и усложнялось восприятие человеком мира.

Наконец, собственно славянский период, период утвердившегося окончательно земледелия с четко сформировавшимся представлением о мире. Оно просматривается в композиции Збручского идола, которая разделена на три зоны: верхняя, средняя (земля, люди) и нижняя (подземный мир). Всю Збручскую композицию Б.А. Рыбаков рассматривает следующим образом: верхний ярус - небесный, там на каждой грани изваяно особое божество - Мокошь, Лада, Перун и Дажбог. Средний мир заселён людьми, возможно, что они изображены в ритуальном танце. Поддерживает землю усатый бог, стоящий на коленях, может быть, это Велес - всенародный бог скота и богатства, связанный с землёй и урожаем. Значит, в символику Збручского идола заложен не только сакральный смысл, но ещё и пространственный принцип миропонимания. Очень скоро славянам будет предложена христианская трактовка мира, но вживание в неё будет долгим и мучительным.

В VIII - IX вв. восточные славяне вступили в полосу разложения родового строя, но это был скорее начальный этап разложения родового строя, чем его расцвет.

У современных учёных нет единства по вопросу о семейных отношениях у восточных славян в VI-IX вв., но вероятнее всего, что наиболее распространённым явлением были большие семьи: три-четыре взрослых поколения, живущих одной семьей и ведущих совместно хозяйство. Большие семьи могли существовать в двух формах: нераздельной и раздельной семьи, когда парная семья имела собственное жильё (при общем хозяйстве). Таким образом, древний род распадался на большие семьи и сочетал в себе элементы общинной и индивидуальной собственности, родственные и соседские связи, т.е. начала формироваться сельская община. В таких общинах уже могли быть экономически самостоятельные парные семьи, но такая форма семьи была ещё далеко не доминирующей. Сельская община сохраняла коллективную собственность на землю, пахотная земля подвергалась регулярным переделам.

С ростом населения племя из нескольких родов распадалось на ряд родственных племён, образующих племенной союз (народ, народец), например, полян, древлян, вятичей... Во главе этих союзов стояли вожди, возвышавшиеся над племенными вождями; к первым можно отнести летописного князя Кия и его потомков, державших "княженье в полях", т.е. у полян.

Славянам была известна категория племенной знати: знатные и авторитетные роды. Из этих родов, как правило, выбирали князя, которого утверждало племенное собрание, а позднее - вече. Византийские письменные источники VI – VII вв. упоминают имена таких славянских племенных вождей-предводителей: Ардагаст, Пирагаст, Мусокий. Слово "князь" общеславянское и первоначально обозначало старейшину рода, правда, нужно заметить, что до настоящего времени идут споры по вопросу этимологии понятия "князь". Относительно того времени, о котором мы говорим, князь – это вождь племени, военный предводитель, он руководил военным делом и едва ли был постоянным лицом на этом посту в племени. У вождя племенного союза был, вероятно, постоянный статус, т.к. его функции значительно сложнее: сбор и организация войска, внутреннее строительство и укрепление союза, внешняя политика союза, кроме этого, он наделялся религиозными и судебными функциями. Однако эти князья ещё не были носителями государственной власти, они - естественные органы родоплеменного строя и на том этапе не вступали в противоречие с ним. Нельзя забывать, что верховным органом племени и племенного союза являлось народное собрание, при котором власть князя отступала на второй план.

Социально-политическая организация общества в IX в. стала настолько сложной, что потребовала создания координирующих межплеменных центров. В качестве таких центров выступили города, где сосредоточилась племенная власть: вожди (князья) и старейшины племён (старцы градские), здесь собиралось вече, формировалось общеплеменное войско, находились общеплеменные святыни.

Основным элементом военной организации являлось народное ополчение, в случае нападения врага каждый мужчина становился воином. Но в походах, вероятно, участвовали те, кто имел оружие, вряд ли в VI- VIII вв. славянские дружины состояли на содержании у военачальника. Очевидно, в племенную эпоху дружины набирались для одного похода, а затем расформировывались.

У славян не было такой формы рабства, какую мы хорошо знаем на примере античного мира, однако с рабством восточные славяне были хорошо знакомы в VI - IX вв. Славяне захватывали врагов в период военных действий, использовали их в качестве слуг в хозяйстве, женщины становились ещё и наложницами, за известный выкуп рабов часто отпускали или предлагали оставаться в своей среде на положении свободных и друзей. Правда, в IX - Х вв. пышным цветом расцвела работорговля, варяжские и хазарские купцы стали покупать у славян рабов и продавать их на невольничьих мировых рынках.

Таким образом, на основании изложенных фактов можно сделать вывод, что VI - IX вв. – это эпоха военной демократии у восточных славян, когда верховная власть принадлежала племенным собраниям.

С бытом и нравами славян VI - IX вв. (вплоть до возникновения славянской письменности) нас знакомят византийские, арабские и западноевропейские письменные источники. В них, естественно, отражена только внешняя сторона жизни славян, эти источники часто тенденциозны, например: в некоторых из них славян представляют как очень дикий народ, особенно это свойственно византийским авторам. Однако, изображая славян, как примитивный и малокультурный народ, предпочитающий беззаботность жалкого существования, умеренность в пище и праздную, но свободную жизнь труду, византийские авторы, тем не менее, говорят о них, что они не злы и не коварны (Прокопий); что они ласковы с чужеземцами, принимают их у себя и провожают из одного места в другое, куда тем нужно; что славяне не хотят никому служить или быть под властью; что они выносливы при всяких лишениях: жаре, холоде, дожде, недостатке пищи и одежды, но у славян нет согласия, они упрямы, не желают подчиняться в своих взглядах мнению друг друга, следствием чего являются кровавые столкновения (Маврикий, Лев Мудрый).

Как восточные, так и западные источники говорят об отваге и воинственности славян. Арабы отмечали, что славяне народ очень могущественный и страшный и если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. В 550 году, по свидетельству Прокопия, славяне взяли приступом одну из крепостей на Эгейском море, умертвили до 15 тысяч жителей-мужчин, расхитили имущество, а жен и детей увели в рабство. Встречных они убивали, но не мечом и не копьем, а сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове, сжигали. В данном случае надо иметь в виду, что славяне в подобных ситуациях не выступали в качестве каких-то исключительных извергов, они были детьми варварской эпохи, кроме этого, они платили соседям приблизительно тою же монетою, что и сами от них получали.

О внешнем облике восточных славян тоже остались свидетельства греческих и арабских авторов IX - XI вв. Хотя и очень сложно говорить о единстве и своеобразии антропологического типа славянина, но иностранцы отличали такие черты, как высокий рост и крепкое сложение; по мнению Ибн-Фадлана, он не видел людей с более совершенными телами, чем славяне, он сравнивал их с пальмами, писал, что они румяны и красны (о цвете тела). Аль-Масуди также отмечал красноватый цвет тела славян и рыжие волосы; другим писателям цвет волос славян представлялся темно-русым. По своей природе славяне, как они рисовались в источниках, были весёлыми, жизнерадостными, темпераментными. Они любили музыку, пение и пляски, подогрев себя "медом сыченым", к которому всегда были большими охотниками, "с плясаньем и гуденьем" славяне проводили свои народные гулянья.

О том, как одевались славяне в VI - IX вв., судить очень сложно, нет хороших описаний в письменных источниках; в археологических памятниках одежда, естественно, не сохранилась, т.к. существовал обряд кремации усопших. На основании таких вспомогательных материалов, как лингвистика, можно сделать вывод, что одежду шили из льняного и конопляного полотна, шерсти, широко применялись меха и кожа, умели пользоваться дубителями. Мужчины носили рубашку, штаны, плащ и кафтан, верхняя одежда опоясывалась. На голове носили сферическую шапку с околышком. Женщины в качестве нижнего белья имели длинную рубашку, верхняя одежда была идентична мужской. На голове украшения-обереги и платки. На ногах и мужчины, и женщины носили башмаки узконосые и плотно облегающие ноги, которые закреплялись с помощью ремешка вокруг щиколотки; носили и лапти из лыка. Археологами в раскопах, относящихся к этому периоду, найдены кожаные рукавицы.

Жилищем восточных славян в VI - IX вв. были небольшие, обычно прямоугольные, близкие к квадрату полуземлянки срубной и столбовой конструкции. По свидетельству Прокопия, славяне жили в деревянных избах, разбросанных на большом расстоянии одна от другой. В западных письменных источниках говорится, что славяне не заботились о постройке своих домов, а обыкновенно сплетали себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Едва надвигалась опасность, они поскорее забирали весь хлеб, прятали его с золотом, серебром и всеми дорогими вещами в яму, уводили жён и детей в надежные убежища, в укрепления, в леса, не оставляли на расхищение ничего, кроме своих изб, о которых не сожалели. Ибн-Даста писал, что ввиду сильных холодов, которые бывают у восточных славян, каждый из них выкапывал себе в земле род погреба, к которому приделывал деревянную остроконечную крышу и засыпал её землёй. В таких погребах славяне жили до весны. Обогревалось это жильё следующим образом: зажигались дрова и на огне до красна раскаляли камни, затем камни поливали водой и обогревались паром. По данным археологов, в полуземлянках имелись печи, которые располагались чаще всего напротив входа, в правом углу. Их клали из камней или из глиняных валиков (искусственных камней). В северных регионах (новгородско-псковский район) с VIII в. стали строить наземные срубные жилища.

Восточные славяне употребляли в пищу мясные и растительные продукты. Основу мясного рациона составляли домашние животные: свиньи, овцы, козы, крупный рогатый скот и куры; из диких животных предпочитали вепря, зайцев, куропаток, гусей. Много ели рыбы. Хорошо были знакомы с молочной пищей. Среди растительной пищи на первом месте стоял, конечно, хлеб из жита и пшеницы; вслед за ним можно назвать просо. Из огородных овощей самыми распространёнными являлись капуста, репа, горох. Славяне очень почитали опьяняющие напитки, первым среди них был мёд, специально изготовленный.

Так складывались некоторые аспекты культурной жизни восточных славян накануне образования государственности и принятия христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: