Место монастырей в истории русской культуры

Монастыри на Руси выполняли роль, далеко не ограничивавшуюся религиозными функциями. Они были центрами образования, но, в отличие от европейских, русские монастыри не стремились ограничить его распространение только кругом избранных. Способствуя соборности в самом широком смысле, русские монастыри были оплотом национального самосознания. Сохранив в своих стенах культурные памятники, сам дух и надежду народа, они помогли пережить темные века татаро-монгольского ига, спасти культуру русского народа. Немалую роль сыграло и то, что монастыри не были обложены данью даже татаро-монголами.

Монастыри на Руси обладали целым рядом особенностей, отличавших их от европейских. Поначалу на Руси было распространено явление пещерного затворничества, пришедшее из Византии. Об этом свидетельствует и название одного из первых монастырей на Руси, построенного в XI в., Киево-Печерской (от печеры, или пещеры) Лавры. Известны также Ильинский подземный монастырь в Чернигове, высеченный в толще Болдинской горы в 1069 г., и Печерский монастырь под Изборском Псковской области. Много было на Руси отшельников — столпников и схимников, монахов, добровольно уединявшихся в скитах. Уединение в монастырях и отдаленных местах способствовали исихии (молчальничеству), погружению в религиозное состояние. Позже русские монастыри давали приют юродивым, ставшим заметным явлением в русской жизни.

Со временем, однако, жизнь в монастырях становилась не столь строгой. Находясь в повседневном труде, многие монахи еще и становились архитекторами, летописцами, иконописцами (замечательно об этом повествует фильм А. Тарковского «Андрей Рублев»). Образованные игумены и епископы выполняли важные дипломатические миссии, участвовали в разрешении сложных тяжб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: