Религия и мифология

На раннем этапе существования месопотамской цивилизации, в додинастический период (IV тыс. до н.э.) территория Двуречья, как уже говорилось, представляла собою несколько десятков городов-государств (номов). В каждом из них почитались свои боги-покровители, связанные, как правило, с основным видом хозяйственной деятельности населения этих номов. Поскольку во многих местах это было земледелие и скотоводство, ¾ преобладали боги плодородия. В центре каждого нома стоял храм в честь этого бога, и в храме ¾ его статуя. Храм обслуживался специальными служителями («энси»); руководил храмом верховный жрец («эн»). Храм считался домом бога; верующим доступа туда не было, ¾ они занимали место лишь на площади перед храмом. В храме могли присутствовать только жрецы. Статуя бога почиталась не как изображение только, но как Сама божественная персона: статую украшали, наряжали, «кормили» (т.е. предлагали пищу, после чего она считалась освящённой), выносили в паланкине на «прогулку» и т.д.

После объединения номов имена главных номовых божеств сохранились. Сохранился также их культ. Но эти божества приобретают теперь новые функции и группируются вокруг Ана (бога неба). Вероятно, первенство этого бога связывалось с оплодотворяющей силой дождя, тем более, что женой Ана считалась богиня земли Ки. На храмовых фресках Ан нередко изображался в образе быка, (как известно, в древних культурах всего мира бык служил олицетворением силы мужского плодородия). Ан считался отцом и предком всех богов, а также демонов и бесчисленных злых духов. Он был как бы патриархальным главой огромной семьи: как отец, он возглавляет собрание богов, а с упрочением царской власти он делается «царём» необъятного небесного «государства».

В конце концов Ан становится для верующих символом верховной власти, источником божественной воли. Этот бог считался в Шумере высшим олицетворением силы, способной превратить добытийный хаос в упорядоченное целое. Ан также тесно связан с властью земного царя: он самолично наделяет своего избранника царскими правами и обязанностями, ¾ даёт ему, так сказать, «санкцию» на земную власть.

Величие Ана настолько неоспоримо, что сам он не принимает участие в какой-либо активной деятельности: одной лишь магической силы его небесной власти и воли вполне достаточно. Он владеет «табличками судеб» Ме, где записаны судьбы каждого их живущих; таким образом, он держит в руках все нити небесной и земной жизни.

В вавилонской мифологии роль Ана отходит на второй план; его место занимает активное деятельное антропоморфное божество ¾ Мардук, бог мудрости и ремесла, победитель хаоса в лице богини Тиамат и созидатель космического порядка.

Важнейшее место, наряду с главными богами, занимает Энлиль («владыка-ветер») ¾ олицетворение активных сил природы. Этот бог также имеет прямое отношение к плодородию земли: по преданию, он создал мотыгу. Он ¾ источник влажных ветров, возвращающих природу к жизни. В письменах глиняных табличек сохранились многочисленные хвалы Энлилю, как божеству, дарующему плодородие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: