В Древней Месопотамии, особенно в вавилонский период её истории, существовал определённая система первоначальных научных знаний. От них эти знания заимствовали практически все народы Передней Азии. Важно отметить, что эти знания систематизировались только в ходе школьного преподавания, и вся наука была непосредственно с ним связана.
Первые школы возникли ещё в Шумере, около 5 тыс. лет назад. На первых порах главной задачей таких школ было обучение письму и счёту. Письмо, вначале рисуночное, а затем иероглифическое, имело вид нанизанных друг на друга клиньев, которые выдавливались на сырых глиняных табличках углом среза тростниковой палочки. Таблички затем высушивались на солнце или обжигались, благодаря чему эти письменные документы могли храниться почти неограниченно долго, не подвергаясь разрушению. Система клинописи включала несколько сотен знаков, обозначающих слова, группы слов или отдельные слоги. Такой характер письменности предполагал систему зазубривания списка знаков и различных терминов, которые могли встретиться в хозяйственных документах. Это было тем более необходимо, что в шумерских школах (они назывались э-дуба ¾ «дом табличек») обучали, в основном, будущих жрецов и царских чиновников.
Такое обучение, конечно, было весьма трудоёмким и приносило учащимся немало горьких испытаний, тем более что палка была едва ли не единственным «учебным пособием» в руках педагога. Зато выпускник на всю оставшуюся жизнь был избавлен от забот о хлебе насущном: должность чиновника или писца была ему обеспечена.
Кроме письма, очевидна была необходимость в умении считать, но здесь шумерская цивилизация не остановилась на простом счислении, а пошла значительно дальше: возникла математическая наука (в школах решали даже квадратные уравнения), и на её основе ¾ математическая астрономия, с помощью которой вавилонские математики научились предсказывать лунные затмения. Основаниями для счёта служили цифры 5, 10 и 60. Следы шестидесятиричной системы счисления мы можем наблюдать до сих пор (24 часа в сутках, 60 минут в часе, 60 секунд в минуте, 360 градусов в окружности). Существовали также системы единиц длины, площади, веса. Поздневавилонскими астрономами был введён специальный знак для обозначения нуля. Со средневавилонского периода появляются серии клинописных таблиц, представляющих собою сборники алгебраических задач, сгруппированных по типам хода решения.
В Месопотамии существовал лунный календарь. К лунному году (354 дня) время от времени добавлялся дополнительный ¾ «високосный» ¾ месяц.
Важную роль играли геометрические задачи, связанные главным образом с рытьём каналов и бассейнов, вычислением объёма зернохранилищ, строительством дамб и т.д. Решения большинства задач должно было выводиться путём последовательных логических умозаключений. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что вавилонская математика, созданная ради школьного преподавания будущим писцам и администраторам, выросла в науку, целью которой была уже не столько хозяйственная практика, сколько «мудрость», т.е. умение поразить своей мыслью, в том числе и путём решения головоломки. Таким образом, в данном случае мы сталкиваемся, быть может, с первым в Истории зарождением «чистой» науки, развивающейся по собственным законам и не имеющей практического применения.
С каждым столетием увеличивались число дисциплин и объём знаний, получаемых в школах. До нас дошёл перечень (не полный) экзаменационных требований для выпускников э-дубы четырёхтысячелетней давности. Он весьма впечатляет! Оканчивающий учение писец должен был уметь устно и письменно переводить с шумерского на аккадский и наоборот, знать наизусть шумерские писцовые и грамматические термины, спряжение и склонение, различные виды каллиграфии и тайнописи, жанры культовых песнопений, должен был уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами, уметь составить, завернуть в глиняный конверт и опечатать юридический или хозяйственный документ любого рода, знать математику, уметь подсчитать и распределить рационы для работников, знать различные нормы расходования материалов и продуктов, уметь вычислить объём землекопных работ и т.д.
Отдельной ¾ причём, очень важной ¾ наукой в Месопотамии считалось гадание. Гадали по внутренностям жертвенных животных, по маслу, накапанному в воду, по дыму благовоний, по полёту птиц и так далее. Были составлены обширные списки предзнаменований, включавшие в себя и народные «приметы», возникшие путём многолетних наблюдений над природными явлениями. Особое значение придавалось пророческим снам. Вавилонский царь, прежде чем принять важное государственное решение, отправлялся в храм Мардука, где проводил ночь, и затем рассказывал свой сон главному жрецу, чтобы тот истолковал его, опираясь на свои тайные знания.