Имперская идея во многом определила стиль жизни древних римлян: для них посредником между людьми и богами было государство. Тем не менее, когда государство постигла катастрофа и римская имперская идея окончательно себя дискредитировала, оказалось, что эта цивилизация оставила для будущего семена новой культуры, через столетия давшие иные всходы и иные плоды.
Древнеримская античная культура, просуществовавшая свыше тысячи лет, во многом определила дальнейшие пути развития западноевропейской цивилизации. Особенно сильное, долгодействующее влияние оказала христианская Церковь, сформированная веками правовая система и своеобразный рационализм древних римлян. Начиная с эпохи Возрождения, заметное влияние на жизнь европейцев также оказывает и древнеримское искусство: монументальная архитектура, поэзия, литература, мифология.
Долгие века римского владычества, повлиявшего на традиции и обычаи самых разнообразных народов средиземноморского бассейна, способствовали тому, что в Западной Европе постепенно сложился общий круг ценностей, что и позволило европейским странам, несмотря на распри и войны, обрести, в конце концов, общий духовный фундамент, на котором поныне зиждется культурное сотрудничество абсолютного большинства этих стран.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности республиканского строя в Древнем Риме?
2. Какую роль в Древнем Риме выполняли народные трибуны?
3. В чём идейный смысл мифа о создании Рима?
4. Кто такие пролетарии в Древнем Риме?
5. Каково значение слов: форум, вето, цензор, плебисцит?
6. Какая наука впервые сформировалась в Древнем Риме?
7. Особенности древнеримской скульптуры?
Т Е С Т Ы
1. Forum ― это:
а) статуя бога Аполлона;
б) площадь для народных собраний в Риме;
в) мавзолей восточного деспота;
г) место для военных парадов в Афинах.
2. Термин “veto” в древнеримской культуре означал:
а) любимое блюдо римских куртизанок;
б) военный пароль в римской армии;
в) разрешение на въезд в город;
г) запрет на законопроект.
3. Цензор ― это:
а) литературный критик эпохи Августа;
б) друг Юлия Цезаря;
в) должностное лицо, отвечавшее за формирование римского Сената;
г) представитель плебеев в Сенате.
4. Западная Римская империя пала:
а) в 753 г. до н.э.;
б) в 14 г. н.э.;
в) в 476 г. н.э.;
г) в 395 г. н.э.
5. Неимущие граждане в Риме назывались:
а) илотами;
б) пролетариями;
в) плебеями;
г) неприкасаемыми.
6. Консул ― это:
а) высшее должностное лицо в республиканском Риме;
б) распорядитель гладиаторскими боями;
в) глава римской дипломатической миссии;
г) полководец, одержавший победу.
7. Триумф устраивался в честь:
а) раба, отпущенного на волю;
б) поэта, победившего на состязаниях;
в) полководца-победителя;
г) иностранного гостя.
8. Публий Овидий Назон был:
а) императором;
б) поэтом;
в) оратором;
г) историком.
9. Пантеон ― это:
а) храм в Риме в честь всех богов;
б) место народных собраний;
в) римский форум;
г) здание магистратуры.
10. Наука, впервые созданная в Древнем Риме:
а) кулинария;
б) юриспруденция;
в) астрономия;
г) медицина.
===========================================================