Наука древних римлян имела прикладной характер: тяга к конкретному делу была у этих людей намного сильнее, чем любовь к размышлению; этим объясняется и слабое внимание римлян к философии. Самыми существенными прикладными науками были: агрономия, медицина, юриспруденция, механика, строительное дело.
Система юриспруденции формировалась постепенно. В эпоху республики законы принимались сенатом и народным собранием; они были недостаточно точно сформулированы, и судьям приходилось самим решать, как применить их в суде. Вступая в должность, судья издавал особый документ ¾ эдикт. Он содержал собственное толкование каждого закона и был основан на эдикте предшествующего судьи. Первая кодификация законов (т.н. «законы 12 таблиц) была осуществлена в 450 г. до н.э. Много позже император Адриан собрал все местные эдикты и унифицировал их. Реформы Адриана означали, что все граждане Рима (с 212 г. это были практически все свободные жители Империи) должны были подчиняться одним и тем же законам. В отличие от древнегреческого суда, в Риме существовал уже институт адвокатуры. Окончательная кодификация древнеримского права была осуществлена уже в Византии, по приказу императора Юстиниана. Древнеримская система судопроизводства явилась основанием для последующей юридической практики почти во всех странах Европы.
|
|
Древнеримская механика и строительная техника находились у римлян на очень большой высоте. В военном деле применялась метательная артиллерия (баллисты, катапульты), осадные башни и строительство укреплённых лагерей. В сельском и городском быту ¾ водяные мельницы, водоподъёмные механизмы, водопроводы (в т.ч. акведук ¾ длинный мост, несущий водопроводные трубы), многоэтажные жилые дома (инсулы). Хитроумные инструменты использовались в столярном и плотницком деле, строительстве, хирургии, различных ремесленных работах. Особой гордостью римлян было дорожное строительство. Пословица «все дороги ведут в Рим» во многом соответствовала истине: Империю покрывала сеть дорог общей протяжённостью 85000 км! Каждая была сложным инженерным сооружением; некоторые служат по сей день.