Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Античная культура. Античная – греко-римская – культура развивалась в период от начала I тыс




Античная – греко-римская – культура развивалась в период от начала I тыс. до н.э. (образование первых полисов) до падения Римской империи в V в. н.э. Происходит процесс интенсивного развития всех форм общественной и духовной жизни, сопровождавшийся созданием целого ряда выдающихся явлений культуры.

Общий характер античной культуры определяется ее ярко выраженной мифологичностью: религиозно-мифологическая система становится основой всего античного мировоззрения. Однако расцвет мифологии в античную эпоху не исключал появления и развития других форм познания мира – философии и науки.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую античность. Каждая из них имеет свои культурные доминанты. В греческой культуре ими становятся философия и искусство. В римской культуре – политика и государственность.

Зарождение философии в древнегреческой культуре можно считать событием мирового значения. Оно означало появление принципиального нового, по сравнению с мифологией, типа мышления – обобщенно-абстрактного. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий.

Искусство в Древней Греции превращается в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. Произведения искусства обретают собственную, эстетическую ценность, которая определяется не культовым значением, а художественными достоинствами. Искусство в Древней Греции наиболее ярко выразило черты, свойственные этой культуре в целом – гармоничность, красоту, совершенство, эстетизм.

Римская культура заимствует многие идеи и традиции греческой культуры: мифологические сюжеты и образы, жанры литературы, формы и стили искусства. Однако римляне придают этим формам особый характер, отражающий специфику римской культуры, определяющейся бурной общественной жизнью. В римской культуре максимально широкое развитие получает ораторское искусство, зрелищность, архитектура стремится к гигантизму, скульптура достигает реалистичности.

Но важнейшие культурные новации Древнего Рима связаны с развитием политики и права. Римские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Характер же всей культурной и общественной жизни Древнего Рима определялся политикой.

В целом своеобразие, самобытность и богатство античной культуры, позволившие ей стать колыбелью европейской культуры, определяется сочетанием в ней культурных антиномий – противоположных духовных установок. В их сочетании обнаруживается одновременно и путь духовно-интеллектуального развития античной культуры. К ним можно отнести: гармонию чувственного и интеллектуального (логика и точный расчет проникали даже в искусство – в каноны архитектуры, скульптуры, стихосложения); диалектику социального и индивидуального в античном человеке и обществе (несмотря на доминирующий общественный характер жизни, античная культура – это культура выдающихся личностей, свой жизнью доказавших приоритет индивидуального над социальным).




Античную культуру принято называть героической культурой, поскольку образ героя в ней является определяющим для всего духовного контекста. Античный героизм имеет мифологические истоки и социальную почву. В мифологическом отношении он тесно связан с идеей судьбы, которая определила масштаб и строй души античного человека. Судьба (ананке – рок, неотвратимость, неизбежность) – властвует над всем миром, определяет жизнь человека. Однако это не предполагает полной пассивности человека. Именно его активное действие, выполнение того, что он считает своим долгом, борьба с роком – способствуют реализации судьбы. Поэтому идея античного героизма неразрывно связана с представлением о судьбе и борьбе, их неразрывностью, а с другой стороны - обнаруживает глубину духовного потенциала человека. Диалектика судьбы и борьбы раскрыта в древнегреческом эпосе, в трагедиях.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1777; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7865 - | 6507 - или читать все...

Читайте также:

 

107.20.10.203 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.