Культура Нового времени. В Новое время — с XVII до начала XX века — культура западноевро­пейских стран обрела ту развитую форму

В Новое время — с XVII до начала XX века — культура западноевро­пейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

Уже в XVII в. были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон со­здал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVII века — Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. — освободили фи­лософию от схоластики. Основой философского познания стал разум, опирающийся на логику и факты. Обществен­ная мысль все больше обретала независимость от религии. Хрис­тианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но утратила свое безраздельное господство над всей культурой. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры.

В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два больших художественных стиля того времени — барокко и классицизм.

Искусство барокко пышно, экспрессивно, динамично, нарочито в своей театральности, создает зрительные иллюзии в живописи, обилие декора в архитектуре, сложность и витиеватость слова в литературе.

Классицизм унаследовал от ренессансного искусства преклонение пе­ред античностью как эпохой, создавшей образцовую красоту. Но теперь античная классика предстает сводом канонов, незыблемых правил: ко­лонны и портики в архитектуре; образцовое телосложение героев жи­вописи и скульптуры; пять действий в трагедии; сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Стиль классицизма требует ясности, четкости, простоты, симметрии, тематической выдержанности.

Расцвет европейской культуры явился результатом взаимообме­на между культурными достижениями европейских государств. Кон­такт и взаимодействие культур — это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидиру­ющие позиции в мире.

XVIII столетие — век Просвещения — определило основные тен­денции, сформировавшие облик европейской культуры Нового време­ни. С этого времени начинается индустриализация общественного про­изводства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества.

На небывалую прежде высоту поднят авторитет знания, до­бываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Осо­бенно возрастает престиж философии: идеи Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гёте заложили фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся «властите­лями дум» в обществе.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталисти­ческая система хозяйствования. Растет крупное машинное производ­ство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоев насе­ления. Ускоряются темпы технического прогресса.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, ос­новные идеи и принципы которой считаются окончательно установ­ленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы слу­жат математика и механика. В естествознании разрабатываются термо­динамика, теория электричества, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов, клеточная теория, теория эволюции и другие фундаментальные теории. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Преклонение перед наукой порождает позитивизм как направление философской мысли (Конт, Спенсер).

В художественной литературе одним из главных направлений ста­новится реализм (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). Реализм характеризуется такими особенностями, как внимание к исто­рическому своеобразию жизни, сочувствие к низшим сословиям и «ма­ленькому человеку», типизация героев и обстоятельств, критичность по отношению к действительности.

Однако уже в середине XIX века появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества. О приближающемся конце буржуазной культуры по-разному говорят такие разные мыслители, как Маркс и Ницше.

Разочарование в идеалах все явственнее сказывается в европей­ском искусстве последней трети XIX столетия. Возникают новые течения в живописи (примитивизм, импрессионизм), связанные с поиском новых художественных средств. С 1880-х годов в моду входит термин декаданс (так назывался французский журнал, на­чавший издаваться в эти годы). Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющее­ся в обществе ощущение приближающегося распада и заката куль­туры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: