Лекция 1. Формирование и развитие представлений о культуре в античности, Средние века и эпоху Возрождения

Термин «культура» появился в античной эпохе (уход, улучшение, обработка земли, возделывание). Первоначально обозначал обработку почвы, земледельческий труд. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. В ходе длительной эволюции от Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания. Но, начиная с Цицерона, термин «культура» стал применяться по отношению к человеку. Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, умений. Идеалом человека стала считаться гармонично развитая личность, в которой достиг единство, равновесие дух и телесного начала. Античная культура - колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал - классика в подлинном смысле этого слова - то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась “древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день. Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной общественной формы античного мира - самостоятельного города-государства. Античный полис - “город-государство” представлял собой самостоятельную политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса - гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один - бродяжничество, разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство, иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение, система колоний - весь этот миропорядок воспринимался как единственно естественный. Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов, демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия). Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную картину мира Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно, ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. На смену античности приходит эпоха средневековья. Здесь господствует феодальный способ производства. В эту эпоху возникло христианство, которое во многом определило характер эпохи. Формируется новое виденье мира, основанное на теологической концепции истории (теос-бог). Важную роль в этом формировании сыграл трактат Аврелия Августина '' О граде Божьем'', где была развёрнута критика античного государства и цивилизации. Согласно теологической концепции Бог выступает центром мироздания, его творческой силой, формируется идея божественного провиденциализма (учение, согласно которому мировая история и жизнь человека определены Божественным проведением). Существуют не только теологические, но и светские понятия, они фиксируют человеческие качества и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения среди феодалов. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм (победа духа над телом) стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как “жития святых”. Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции - тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487-578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора - к становлению светской культуры. Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила созданию священной инквизиции. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века - она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к личности человека, различным сторонам её жизни. По-новому решается проблема «человек и Бог». Вместо принципа провиденциализма утверждается принцип человеческой активности. Не отрицая существование Бога, гуманисты пытаются приблизить к нему человека. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые, при всем обилии тогдашних талантов, стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации, ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (Нидерландская школа). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура - тесно связанная с фольклором - играет все большую роль наряду с религиозной. Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры - в том числе Сервантес и Шекспир - принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко. Идеал культурного человека - универсальная всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарования учёного и художника.

Лекция 2. Концепции культуры в XVII и XVIII века[

На смену Ренессансу приходит Новое время(17-18вв.). В 17в. в передовых странах Европы - Голландии и Англии - происходят буржуазные революции, которые открыли простор для развития капиталистических отношений. Победа Реформации (протестантизм против католической церкви) в этих странах создал более благоприятные условия для развития науки и философии. В 17 в. позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция. Получил развитие эксперимент, естествознание. У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф. Бэкон. Он внес важный вклад в формирование новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно-историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру он определяет как процесс преобразования человеком природы, историю преобразований природы он называет историей искусств, среди которых он особо выделяет механические искусства (кораблестроение, книгопечатание, производство шелка, порох, компас). Духовную культуру он определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека - культура души. Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, рост науки в обществе. По его мнению, наука должна давать достоверные знания и быть методологически совершенной. Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки от ложных понятий – идолов. Индуктивный метод познания (эмпирический), который считал единственно эффективным. Бэкон отмечал огромную роль преемственности научных знаний в развитии человечества, но вместе с тем он справедливо отмечал, что «истина - дочь времени, а не авторитета». Он не рассматривает научный прогресс как прямолинейное движение вперед, лишенное отступлений и противоречий, видит противоречивость культурного прогресса. В целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличается оптимизмом.

Томас Гоббс - важнейшими проблемами культуры в концепции Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов - науки, искусства, морали, права. Центральным учением является понятие человеческой природы, которое он определяет как совокупность физических и духовных способностей, данных человеку от рождения, изначально (движение, питание, размножение и др.). Руководствуясь в своих поступках эгоизмом, человек не считается с правом других людей, следствием чего является состояние «войны всех против всех» (естественное состояние общества). Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу и создание государства. Государство Гоббс понимает как продукт культуры, искусства, образования, призванное усмирять первобытные инстинкты людей и обеспечивать гарантии мира и безопасности. Важнейшей культурной ценностью он считает язык (отождествляет язык и речь). Первый творец языка - бог. Т.о., Гоббс объясняет возникновение языка естественными причинами. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. Для упорядочения и регистрации мысли, перевода внутренней речи во внешнюю, необходимы слова. Т.о., Гоббс развивает концепцию языка как знаковой системы. Он отстаивал идею абсолютной произвольности языка(между именами и вещами нет никакого сходства). Гоббс считает, что благодаря языку человек может закрепить результаты познания и передавать их другим людям. Он выделял два рода знаний: знание фактов (ощущение и память) и знание связей и зависимости между фактами (наука). Искусство у Гоббса многозначно. В широком смысле - все то, что создано человеком, а не дано природой, иначе, это умения, мастерство, а также художественная деятельность человека (музыка, живопись, литература).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: