Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура

Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.

Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе "Восстание масс". Носителям "массового сознания" он противопоставил элиту - "творческое меньшинство". Если первые - только потребители культуры, не отличающиеся высокими вкусами, то другие - творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.

Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компенсаторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современному человеку.

Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.

Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетворение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т.ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.

В целом, массовая культура - явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитанному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина достаточно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».

8. 3. Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида)

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Поиски универсального художественного языка.

2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.

3. Идеи пессимизма и абсурдности.

4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.

5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).

6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию.

7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).

9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.

Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.

Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация", "Пропала грамота" и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича ("Рекреации", "Московиада", "Перверзия"), книг О. Забужко профанируют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» - скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле "Энеида" в театре им. И. Франко в Киеве.

8.4. Распад Советского Союза и крах коммунистической системы ознаменовали начало новой исторической эпохи в геополитических, общественных, экономических и культурных процессах всего мира.

Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991 г.) и развитие самостоятельного государства "Украина" создали принципиально новые, формально вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада приняла "Основы законодательства о культуре", которыми предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры.

Бескровное появление почти в центре Европы суверенной Украины, ее политическое возрождение существенно повлияли на общественные и геополитические реалии не только в этом регионе, но и во всем мире: усилился интерес стран мирового содружества к ее экономике, истории, национально-политическому и национально-культурному возрождению, международным связям. Это стало возможным потому, что в среде украинского народа за много веков сконцентрировался огромный потенциал целостной духовной культуры в противовес постоянным посягательствам на колонизацию украинских этнических земель со стороны чужеземных государств.

Независимое Украинское государство стало залогом свободного развития литературы. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в Украину начали возвращаться произведения запрещенных тоталитарным режимом писателей и поэтов с мировым именем: И. Багряного, У. Самчука, Е. Плужника, Е. Маланюка, О. Ольжича, А. Олеся, Е.Телиги, З. Красовского, Б. Антонича и проч.

Появились непредвзятые произведения молодых украинских литераторов, среди которых выделяются П. Селецкий, А. Орос, О. Виженко, П. Кралюк, С. Украинский, В. Мастерова, И. Римерук, О. Забужко, В. Герасимюк и др.Продолжают плодотворно работать в украинской литературе давно признанные мастера слова И. Драч, В. Крищенко, И. Калинец, М. Луков, Р. Иваничук, П. Перебейнос, Р. Федорив, Е. Сверстюк, В. Захарченко и многие другие.

Таким образом, национальная культура призвана открыть новую перспективу духовной консолидации украинской нации, возродить в массовом сознании государственные духовно-нравственные принципы. Подъем украинской культуры в условиях независимости, продвижения ее к европейскому просветительскому уровню неизбежен потому, что украинский народ в течение веков создал самобытные ценности, которые щедро вкладывает в мировую сокровищницу цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: