double arrow

Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура

Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.

Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе "Восстание масс". Носителям "массового сознания" он противопоставил элиту - "творческое меньшинство". Если первые - только потребители культуры, не отличающиеся высокими вкусами, то другие - творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.

Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компенсаторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современному человеку.

Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.

Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетворение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т.ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.

В целом, массовая культура - явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитанному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина достаточно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».

8. 3. Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида)

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Поиски универсального художественного языка.

2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.

3. Идеи пессимизма и абсурдности.

4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.

5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).

6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию.

7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).

9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.

Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.

Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация", "Пропала грамота" и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича ("Рекреации", "Московиада", "Перверзия"), книг О. Забужко профанируют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» - скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле "Энеида" в театре им. И. Франко в Киеве.

8.4. Распад Советского Союза и крах коммунистической системы ознаменовали начало новой исторической эпохи в геополитических, общественных, экономических и культурных процессах всего мира.

Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991 г.) и развитие самостоятельного государства "Украина" создали принципиально новые, формально вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада приняла "Основы законодательства о культуре", которыми предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры.

Бескровное появление почти в центре Европы суверенной Украины, ее политическое возрождение существенно повлияли на общественные и геополитические реалии не только в этом регионе, но и во всем мире: усилился интерес стран мирового содружества к ее экономике, истории, национально-политическому и национально-культурному возрождению, международным связям. Это стало возможным потому, что в среде украинского народа за много веков сконцентрировался огромный потенциал целостной духовной культуры в противовес постоянным посягательствам на колонизацию украинских этнических земель со стороны чужеземных государств.

Независимое Украинское государство стало залогом свободного развития литературы. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в Украину начали возвращаться произведения запрещенных тоталитарным режимом писателей и поэтов с мировым именем: И. Багряного, У. Самчука, Е. Плужника, Е. Маланюка, О. Ольжича, А. Олеся, Е.Телиги, З. Красовского, Б. Антоничаи проч.

Появились непредвзятые произведения молодых украинских литераторов, среди которых выделяются П. Селецкий, А. Орос, О. Виженко, П. Кралюк, С. Украинский, В. Мастерова, И. Римерук, О. Забужко, В. Герасимюк и др.Продолжают плодотворно работать в украинской литературе давно признанные мастера слова И. Драч, В. Крищенко, И. Калинец, М. Луков, Р. Иваничук, П. Перебейнос, Р. Федорив, Е. Сверстюк, В. Захарченкои многие другие.

Таким образом, национальная культура призвана открыть новую перспективу духовной консолидации украинской нации, возродить в массовом сознании государственные духовно-нравственные принципы. Подъем украинской культуры в условиях независимости, продвижения ее к европейскому просветительскому уровню неизбежен потому, что украинский народ в течение веков создал самобытные ценности, которые щедро вкладывает в мировую сокровищницу цивилизации.


Сейчас читают про: