Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Антропология - это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную. Культурная антропология изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Культурная антропология как самостоятельная наука возникла во второй половине 19 в. и в ее рамках сформировалось несколько научных направлений.

Первая научно-теоретическая школа получила название эволюционизма. Основы эволюционизма заложили Тайлор, Спенсер, Морган.

Во второй половине 18 - первой половине 19 веков идеи эволюционизма получают широкое распространение в естественных науках, постепенно они проникли и в понимание человеческой истории. В 1768 г. швейцарский ученый Фергюссон разделил историю на эпохи: варварство, дикости и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйственной деятельности. В 1836 г. датский ученый Томсен классифицировал археологические материалы в систему трех эпох: каменной, бронзовой и железной (веков). Эти открытия сделали возможным применения принципов эволюционизма к изучению человека и его культуры.

Идеи эволюционизма получают распространение в этнографии, которая рассматривалась в то время как часть биологии. Поэтому этнографы-эволюционисты переносили законы биологической эволюции в этнографию и использовали биологическую терминологию.

В начале 20 века в противоположность эволюционизму в рамках культурной антропологии формируется концепция диффузионизма, т.е. распространение культуры из одного центра в другой. Такой подход сделал возможным исследовать взаимодействие разных культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов, и главными средствами распространение культуры диффузионизм считал войны, территориальные завоевания, колонизацию, торговлю, миграцию, добровольное подражание. В рамках диффузионизма формируется концепция культурных ареалов, т.е. распространения культуры из одного центра, колыбели цивилизации. Диффузионизм имеет рациональное зерно заимствования, исторические контакты играют важную роль в развитии культуры.

В 30 гг. 20 века в культурной антропологии сформировалось новое направление - структурно-функциональный анализ. В начале 20 в. расширяется взаимодействие западных стран с культурами других стран и народов. Представителями американской антроп. школы был накоплен большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы. В работах этих этнографов постоянно утверждается неоклассическое понимание культуры. Согласно ему, любой исторический существующий способ жизнедеятельности должен быть признан культурным независимо от пространства и времени возникновения.

В качестве метода исследования отдельных локальных культур был предложен принцип функционализма, согласно которому культурыа должна изучаться как самостоятельная целостная система, включающая определенный набор элементов, находящийся во взаимосвязи и выполняющих определенные функции.

Малиновский считал, что у человека есть основные естественные потребности (еда, питье, потомство) и примыкающие к ним производные потребности. В разных культурах вырабатываются разные способы удовлетворения этих потребностей. Складывается некий подвижный культурный стандарт, поддерживаемый системой хозяйствования и механизмом социального контроля.

Функционализмзм обогатил этнографию, помог преодолеть ей неприятие неевропейских культур. Одностороннее увеличение функциональным методом привело к тому, что этнологи забыли о социологии и культуре, эволюции, о существовании, кроме данного народа, человечества.

Идеи близкие к функционализму развил в своих работах Франц Боас, американский лингвист, этнограф и антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев, главным образом северо-западного побережья Северной Америки, и эскимосов, преподавал в Колумбийском университете. Основатель и президент (1928) Американского лингвистического общества. Один из основоположников американской дескриптивной лингвистики и самой значительной школы американской этнографии. Боас разработал методику формального описания индейских языков. Большое значение имели работы Боаса по антропологии и археологии Америки. Критикуя различные направления современной ему буржуазной этнографии, Боас часто в анализе конкретных общественных явлений стоял на позициях стихийного материализма. Он пришел к выводу о том, что каждый народ имеет свою уникальную культуру и историю, развитие которой обусловлено как внутренними факторами, так и внешними влияниями. Он приходит к выводу о том, что различия между народами заключается не в различиях ума, а в развитости той или иной мотивации, которая должна изучаться в первую очередь. Т.о. отвергнув идею духовно нравственного превосходства европейских народов, Боас приходит к культурному релятивизму, т.е. признанию относительности всех культурных ценностей.

В этом пункте учение Боаса подвергалось резкой критике. Сравнительный анализ разных типов культуры показывае6т, что им присуще некоторые общие принципы.

Самым известным учеником Боаса был Кребер. В своих работах он обращается к проблемам теории и истории мировой культуры. Его основная работа «Конфигурации культурного роста». Отвергая идею прогресса, Кребер вводит понятие культурного ареала - четко определенная географическими границами территории, на которой сосредоточен значительный массив сходных культурных явлений и признаков. Вводит понятие «культурный центр» - область наибольшего сосредоточения признаков. Историю культуры Кребер сводит к перемещению культурных элементов из одного ареала в другой; он приходит к выводу о том, что у каждой культуры есть внутренняя основа - архетип - совокупность психологических черт и ценностных ориентаций, которые могут ускорять или тормозить диффузию культурных элементов.

Каждая культура достигает кульминации в развитии в соответствии со своей системой ценностей, после чего происходит трансформация культурной модели, перестройка системы ценностей. Многие культуры имели несколько типов своего расцвета. Все культуры в чем-то недостаточны, ни одна не развивает все виды творчества. Кребер констатирует, что некоторые виды культуры возникают почти одновременно в разных странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: