Лекция 8 Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур

В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика - это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем являются естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Знак - это материальны предмет, который в процессах познания и общения выступает в качестве представителя, заместителя другого предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается определенное значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.

Определенное знаковое содержание несет среда обитания человекака, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с другими людьми. Выделяют три вида знаков: 1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы.

Знаки-обозначения - это прежде всего, слова, которыми обозначают различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.

Знак-модель - представитель другого предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).

Знак-символ - это материальное явление, которое в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общий принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.

В символе заключается общественный принцип - раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание.

В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять три типа культуры: 1. дописьменный (традиционный); 2. письменный (книжная культура); 3. экранный (в стадии формирования).

В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу дописьменной культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в нем сочетались как реальные значения и наблюдения человека, так фантазия, вымысел, вера. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного человека действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический культурный код не проводит никаких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, который она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Мифологический культурный код основывается на ряде базовых символов. Главными из них являются тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство человека с объектами живой природы. Анимизм - вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, которое она одушевляла.

Мифологический культурный код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.

Письменные культуры возникают на рубеже 4 - 3 тысячелетии до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.

Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма - схематический рисунок; 2. иероглиф - более условное изображение; 3. алфавит (впервые возник в 7 в. до н.э. в Финикии).

Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)

Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печатались книги по всем отраслям знаний на всех известных языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода Западной Европы Нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание.

Экранная культура, связанная с возникновением кинематографа в 1895 г. С 1908 г. появляются художественные фильмы, затем научные. В конце 20-х годов 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.)

Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма.

Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым.

Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми (плюс всех современные СМИ). Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имидж, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишает человека свободы выбора, подавляет личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: