Конституционные основы духовно-культурных отношений

К сфере духовно-культурной жизни относятся образование, наука, культура, религия, язык.

В разделе 1 Конституции «Основы конституционного строя» содержится несколько положений, характеризующих сферу духовно-культурных отношений. Согласно ст.15 Конституции, государство принимает на себя ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, а также за развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

С целью сохранения, надлежащего содержания, рационального использования, восстановления и приумножения историко-культурного наследия в Республике Беларусь действует Закон «Об охране историко-культурного наследия», принятый 13 ноября 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В преамбуле этого Закона записано, что историко-культурное наследие народа Беларуси, созданное им во время формирования и существования как в собственных государственных структурах (в Полоцком и других древних княжествах, Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойтском, БНР, БССР), так и в составе других государственных формирований (Речи Посполитой, Российской империи, СССР), является его достоянием, неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Охрана, сохранение, популяризация и передача наследникам историко-культурного наследия провозглашались святой обязанностью государства, делом чести каждого его гражданина.

В соответствии со ст.1 Закона историко-культурным наследием признается совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях. К числу таких ценностей Закон относит наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства.

Согласно Закону (ст.6), государственная политика в области учета и охраны историко-культурного наследия осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство культуры Республики Беларусь и его представителей в местных исполнительных и распорядительных органах.

Основные вопросы, связанные с осуществлением культурной деятельности, регулируются Законом «О культуре в Республике Беларусь», принятом 4 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст.1 Закона под культурой понимается совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.

К сфере регулирования данного Закона отнесены следующие виды культурной деятельности: 1) библиотечное дело; 2) деятельность творческих союзов и творческих работников; 3) кинематография; 4) музейное дело; 5) народное творчество, народные промыслы (ремесла); 6) гастрольно-концертная деятельность; 7) издательская деятельность в части, связанной с изданием произведением литературы, которые имеют значение для сохранения, развития и распространения культуры; 8) деятельность по организации культурного досуга населения; 9) деятельность по созданию объектов культурной инфраструктуры, производства инструментов, оборудования и имущества, предназначенных для осуществления и обеспечения культурной деятельности; 10) деятельность средств массовой информации в части, связанной с созданием, использованием, распространением и популяризацией культурной деятельности; 11) культурное творчество; 12) международное культурное сотрудничество; 13) научно-исследовательская и методическая деятельность в области культуры; 14) профессиональная деятельность в области художественной литературы; 15) профессиональная деятельность в области искусства; 16) иные направления, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности.

Согласно ст.10 Закона, государственная политика в области культуры основывается на признании культуры в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, которые проживают в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи.

Основными приоритетами государственной политики в области культуры провозглашаются:

1) сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка;

2) создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и произведений для детей и молодежи;

3) создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурного образования детей и молодежи;

4) популяризация классических произведений художественной литературы и творчества, иных эстетичных и моральных ценностей отечественной и мировой культуры;

5) обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности.

Наряду с указанным Законом, в Республике Беларусь действует Закон «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» от 5 сентября 1996 г. Он регулирует отношения, связанные с обеспечением организационно-правовых и экономических гарантий создания и деятельности музеев.

В соответствии со ст.2 Закона музеем признается учреждение культуры, доступное для посещения гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Музеи собирают, изучают, экспонируют, популяризуют и сохраняют движимое и отдельное недвижимое историко-культурное наследие, содействуют повышению образованности населения, распространению знаний о человеке и его среде, служат духовному развитию общества.

Перед музеями поставлены следующие задачи: изучение и осмысление истории и культуры в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей граждан Республики Беларусь, воспитания у них национального самосознания, приобщения их к национальной и общечеловеческой культуре (ст.3 Закона).

Согласно ст.6 Закона, музейный фонд Республики Беларусь представляет собой совокупность движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей Беларуси, а также зарубежной истории и культуры, которые имеют историческую, художественную, научную или другую культурную значимость и хранятся в музеях Республики Беларусь всех форм собственности.

Для сведения: в Республике Беларусь имеется 133 государственных музея. В музейном фонде насчитывается 3 млн.700 тысяч предметов. Ежегодно музеи страны посещает более 3,5 млн. человек (см. «Аргументы и факты», июнь 2005, № 23).

Важную роль в духовно-культурной жизни играет образование, которое создает условия для всестороннего развития личности и повышает культурный уровень общества. В указанной сфере действует Закон «Об образовании», принятый 29 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: 1) обязательности общего базового образования; 2) доступности среднего специального и высшего образования; 3) преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; 4) национально-культурной основе образования; 5) светском характере образования.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфере социально-экономической деятельности. Оно может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Образовательный процесс в учреждениях образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования и на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, мировой культуры.

Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе бакалавриат и магистратуру. Положения о ступенях высшего образования, бакалавриате, магистратуре утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, подготовку научных кадров высшей квалификации, организуют переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием.

Республика Беларусь является светским государством, то есть государством, в котором не существует государственной (официальной) религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования.

По состоянию на 1 января 2005 г. в Республике Беларусь насчитывалось 1698 религиозных общин, в том числе 1265 православных и 432 католических.

Согласно ст. 16 Конституции, взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Таким законом является Закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.).

В соответствии с данным Законом (ст.5) каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не может принуждаться к определению своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности из интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Согласно Закону (ст.13), религиозные организации должны иметь следующие признаки: 1) вероисповедание; 2) разработанная культовая практика; 3) проведение богослужений; 4) религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории. Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации.

Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства.

К сфере духовно-культурных отношений относятся вопросы, связанные с выбором языка общения. В Беларуси вопрос о статусе государственного языка был определен еще до провозглашения Декларации о государственном суверенитете в Законе «О языках в Белорусской ССР» от 26 января 1990 года. В соответствии с этим Законом в республике обеспечивалось приоритетное развитие белорусского языка при свободном пользовании русским языком как языком межнационального общения. В частности, устанавливалось, что руководители и другие работники государственных органов, государственных учреждений, предприятий и учреждений, общественных организаций должны владеть белорусским и русским языками в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей.

В Конституции 1994 года в качестве государственного языка закреплялся белорусский язык. По итогам республиканского референдума от 14 мая 1995 года государственными языками общения были признаны белорусский и русский языки, что получило свое закрепление в ст.17 Конституции Республики Беларусь.

В новой редакции Закона «О языках в Республике Беларусь» от 13 июля 1998 г. закрепляется развитие и функционирование белорусского и русского языков во всех сферах общественной жизни. При этом государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения должны создавать гражданам необходимые условия для изучения белорусского и русского языков и совершенного владения ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: