Структурализм и постструктурализм в культуре

Структурализм - направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. Де Соссюра, который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы, а в дальнейшем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки. А в середине 60-х гг. 20 века структурализм сформировался как философское направление сначала во Франции, а затем в др. западных странах. Лидером французского структурализма считается ученый-этнолог К. Леви-Стросс. Представителями этого направления являются также М. Фуко, Р. Барт. Работы Леви-Стросса посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственным отношениям, образу жизни, мышлению, мифологии. Основная работа - «Структурная антропология». У нас в России структурный семиотический подход применял Ю.М. Лотман.

Структура - это совокупность скрытых отношений, выявляемая силой абстракции. При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только реляционные свойства, т.е. свойства, зависящие от положения в системе и отношений между ее элементами. Для структурализма характерно перенесения внимания с элементов и их собственных природных свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства. Выделенная таким образом структура позволяла использовать методы формальной логики и математики, возможности электронно-вычислительной техники. Одним из основных положений является принцип синхронии, который заключается в том, что для выявления структуры объекта надо отвлечься от его развития и рассматривать его составные части и элементы как существующие в один момент, т.е. синхронически. Для структурализмама характерен способ мышления посредством оппозиций: целая часть, внутренняя и внешняя, центр - периферия, власть - подчинение, высокое - низкое, массовое - элитарное искусство. Четкое разграничение разных уровней и форм культуры. Структурализм должен дополняться другими научными методами и, прежде всего, сравнительно-историческим диалектическим методом.

Постструктурализм формируется в середине 70-х гг. 20 века в рамках французской философской школы. Основы заложили Делёз, Лиотар, Деррида. Постструктурализм - философская основа постмодернизма, одной из его составных частей. Основные положения постструктурализма: внимание к проблемам текстологического плана; культура - совокупность текста. Деррида высказал мысль о первичности письменности перед звуковой речью и выдвинул принцип деконструкции, исключающий возможность установления для текста какого-либо единственного, устойчивого смысла. Постструктуралисты сводят познание к пониманию и истолкованию текстов, а поскольку каждый истолковывает текст по своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин и относительность наших знаний.

Негативизм. Все, что раньше считалось надежным, устоявшимся, определенным объявляется несостоятельным, неопределенным. Провозглашается плюрализм, отсутствие интегративных идей, отказ от понятия прогресс, как в теории, так и в культурной жизни. Понятие «прогресса» заменяется «рост» и «распространение», образным выражением которого служит термин «резома». Резома - беспорядоченное распространение, отсутствие превалирующего направления, регулярности.

Характерен отказ от способа мышления посредством оппозиции, характерный для структурализма. Исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного, стирается четкая граница между разными видами и уровнями культуры. Пример, современный Западный мир. Исчезает оппозиция центр - периферия, что означает утрату центрального положения Запада в современной культуре.

Стираются пространственные и временные границы, происходит обращение к прошлому, подражание старым стилям. Наиболее ярко это проявляется в архитектуре. В постмодернизме отсутствуют ведущие художественные стили и школы, стремящиеся подчинить себе всю область художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: