Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века.
2. Определить ключевые отличия культурологических концепций Европы и России ХIХ века.
План:
1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма.
2. Понимание культуры в философии марксизма.
3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
Входные компетенции:
Студен из дисциплин «истории» и «обществознание» должен знать:
1. Базовые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в.
2. Основные философские течения Западной Европы и России в ХIХ в.
Основные понятия и положения темы:
«Анимизм» – вера в души и духов, лежащая в основе любой религии (по Э.Тайлору).
«Класс» – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства.
«Культурно-исторический тип» – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях.
«Марксизм» – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации
«Общественно-экономическая формация» – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития; в основе лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность, охватывает и соответствующую надстройку (тип семьи, быт и т.д.)
«Революция» – форма перехода общества от одного качественного состояния к другому, быстрые, радикальные изменения, скачок от одного способа производства к иному.
«Цивилизация» – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.
«Эволюционизм» – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Понимание культуры в философии марксизма. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. | Доклад по теме | 30 мин. | |
Общие культурологические представления XIX века. | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории.
2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления.
3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация».