Семинарское занятие № 4

«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХХ ВЕКА»

Цели семинарского занятия:

1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века.

2. Определить базовые отличия культурологических концепций Европы и России ХХ века.

План:

1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

2. Представления о культуре К.Г. Юнга;

3. Философия культуры О. Шпенглера;

4. Культурологическая концепция Н. Бердяева;

5. Философия культуры А. Тойнби;

6. Культурологическая концепция П. Сорокина.

7. Игровая теория культуры И. Хейзинги

Входные компетенции:

Студен из дисциплины «история» должен знать:

1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в.

2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в.

3. Основные философские течения Западной Европы и России в ХХ в.

Основные понятия и положения темы:

«Архетип» (от греч. Arche – начало и typos – образ) изначальные, врожденные структуры, образы (мотивы), составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др.

«Религиозная этика» (моральная теология, нравственное богословие) – комплекс моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Отличительные черты – помимо отношений между людьми устанавливает также нормы отношений человека к Богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение.

«Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса.

«Социальная мобильность» - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

«Социальная стратификация» - структура общества и отдельных его слоев, система признаков социального расслоения

«Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала).

«Табу» (полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет, объектами могут быть вещи, животные, слова, действия и т.п.

«Экзистенция» -человеческое существование, как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Регламент занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 4 академических часа

  Темы Вид деятельности студентов Время
  Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Доклад по теме 15 мин.
  Представления о культуре К.Г. Юнга; Доклад по теме 15 мин.
  Философия культуры О. Шпенглера; Доклад по теме 15 мин.
  Культурологическая концепция Н. Бердяева. Доклад по теме 15 мин.
  Философия культуры А. Тойнби; Доклад по теме 15 мин.
  Культурологическая концепция П. Сорокина. Доклад по теме 15 мин.
  Игровая теория культуры И. Хейзинги. Доклад по теме 15 мин.
  Общие культурологические представления ХХ века Дискуссия 20 мин.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?

2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой».

3. Дайте определение категориям «коллективное бессознательное» и «культурные архетипы» К.Г. Юнга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: