«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХХ ВЕКА»
Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века.
2. Определить базовые отличия культурологических концепций Европы и России ХХ века.
План:
1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.
2. Представления о культуре К.Г. Юнга;
3. Философия культуры О. Шпенглера;
4. Культурологическая концепция Н. Бердяева;
5. Философия культуры А. Тойнби;
6. Культурологическая концепция П. Сорокина.
7. Игровая теория культуры И. Хейзинги
Входные компетенции:
Студен из дисциплины «история» должен знать:
1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в.
2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в.
3. Основные философские течения Западной Европы и России в ХХ в.
Основные понятия и положения темы:
«Архетип» (от греч. Arche – начало и typos – образ) – изначальные, врожденные структуры, образы (мотивы), составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др.
|
|
«Религиозная этика» (моральная теология, нравственное богословие) – комплекс моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Отличительные черты – помимо отношений между людьми устанавливает также нормы отношений человека к Богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение.
«Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса.
«Социальная мобильность» - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
«Социальная стратификация» - структура общества и отдельных его слоев, система признаков социального расслоения
«Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала).
«Табу» (полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет, объектами могут быть вещи, животные, слова, действия и т.п.
|
|
«Экзистенция» -человеческое существование, как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Представления о культуре К.Г. Юнга; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Философия культуры О. Шпенглера; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Культурологическая концепция Н. Бердяева. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Философия культуры А. Тойнби; | Доклад по теме | 15 мин. | |
Культурологическая концепция П. Сорокина. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Игровая теория культуры И. Хейзинги. | Доклад по теме | 15 мин. | |
Общие культурологические представления ХХ века | Дискуссия | 20 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?
2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой».
3. Дайте определение категориям «коллективное бессознательное» и «культурные архетипы» К.Г. Юнга?