Цели семинарского занятия:
1. Определить основные функции, дисфункции культуры.
2. Выявить общие свойства культуры.
План:
1. Функции культуры:
А. Гуманистическая (социализирующая);
Б. Трансляционная;
В. Нормативная;
Г. Гносеологическая;
Д. Семиотическая.
2. Дисфункции культуры
3. Общие свойства культур:
А. Стабильность, нестабильность;
Б. Толерантность, интолерантность;
В. Открытость, замкнутость;
Г. Демократизм, элитарность;
Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.
Входные компетенции:
Студент из дисциплины «история» должен знать:
Ключевые социально-экономические процессы и исторические события ХХ в.
Студент из дисциплин «философия» и «социология» должен знать:
Ключевые представления об обществе, типах и этапах его развития.
Основные понятия и положения темы:
«Гносеология» – раздел философии, в котором изучается закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
«Гуманизм» (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
«Норма » (лат norma – руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй.
«Регресс» (от лат. Regressus - обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
«Семиотика» (от греч. Semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).
«Толерантность» (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
«Трансляция культуры» - передача культуры из поколения в поколение
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Функции культуры | Доклады по теме | 30 мин. | |
Дисфункции культуры | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие свойства культур | Доклады по теме | 30 мин. | |
Общие характеристики культуры | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите устойчивые сочетания свойств культуры (например, открытость-толерантность и т.д.). Подтвердите свои утверждения конкретными историческими примерами.
2. Исходя из анализа нормативной функции культуры, выявите уровень взаимодействия категорий «культура», «общество», «государство».