Функции и свойства культуры

Цели семинарского занятия:

1. Определить основные функции, дисфункции культуры.

2. Выявить общие свойства культуры.

План:

1. Функции культуры:

А. Гуманистическая (социализирующая);

Б. Трансляционная;

В. Нормативная;

Г. Гносеологическая;

Д. Семиотическая.

2. Дисфункции культуры

3. Общие свойства культур:

А. Стабильность, нестабильность;

Б. Толерантность, интолерантность;

В. Открытость, замкнутость;

Г. Демократизм, элитарность;

Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Входные компетенции:

Студент из дисциплины «история» должен знать:

Ключевые социально-экономические процессы и исторические события ХХ в.

Студент из дисциплин «философия» и «социология» должен знать:

Ключевые представления об обществе, типах и этапах его развития.

Основные понятия и положения темы:

«Гносеология» – раздел философии, в котором изучается закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

«Гуманизм» (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

«Норма » (лат norma – руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй.

«Регресс» (от лат. Regressus - обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

«Семиотика» (от греч. Semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).

«Толерантность» (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

«Трансляция культуры» - передача культуры из поколения в поколение

Регламент занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 4 академических часа

  Темы Вид деятельности студентов Время
  Функции культуры Доклады по теме 30 мин.
  Дисфункции культуры Доклады по теме 30 мин.
  Общие свойства культур Доклады по теме 30 мин.
  Общие характеристики культуры Дискуссия 30 мин.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите устойчивые сочетания свойств культуры (например, открытость-толерантность и т.д.). Подтвердите свои утверждения конкретными историческими примерами.

2. Исходя из анализа нормативной функции культуры, выявите уровень взаимодействия категорий «культура», «общество», «государство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: