Культура постмодернизма

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 50-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизма достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам, массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два – три столетия, именуемые «современность».

В середине XVII века, как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание современности в ее практическом аспекте.

Философы – просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным и гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общественные принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм, устремленность в «светлое будущее», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности.

XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом.

В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции: первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо); вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Гаруст – во Франции, А. Пенк – в Германии, Д. Шнабел – в США.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссеры П. Гринуэй – в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американский композитор Дж. Адамс, польский композитор Г. Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.

Природа и культура образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования.

Природа составляет фундамент, а культура – само здание бытия человека. Природа обеспечивает существование человека как физического существа. Культура, будучи «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и необходимо, как сохранение природы.

Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает, то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека, ведет к его деградации

Культурное наследие представляет собой главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурной и, в конечном счете, прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще.

Как проблема, охрана культурного наследия существует для всех обществ. Однако более остро она встает перед западным обществом. Восток в этом смысле существенно отличается от Запада.

Особенности культуры восточного мира включают в себя: наличие эволюции; отсутствие радикальных, революционных разрывов; преемственность традиций и обычаев; прочное положение религии как фундамента культуры.

Восточное общество достаточно спокойно перешло от Древности к Средневековью, от язычества к монотеизму, сделав это еще в Древности. Всю последующую его историю можно определить как «вечное Средневековье».

Ценность культурного наследия не ставилась под сомнение. Его сохранение выступало как нечто естественное. Возникавшие при этом проблемы имели главным образом технический или экономический характер.

История западного общества нередко забывала о преемственности. Переход Запада от Античности к Средневековью был бурным. Он сопровождался значительными масштабными разрушениями, утратами многих достижений античности. Западный «христианский мир» утверждался на руинах античного, языческого, зачастую буквально: многие архитектурные памятники христианской культуры возводились из обломков разрушенных античных храмов. Средневековье в свою очередь было отвергнуто эпохой Возрождения. Новое время приобретало все более футуристский характер. Высшей ценностью для него выступало будущее, тогда как прошлое решительно отвергалось. Гегель заявлял, что современность отдает все свои долги прошлому и становится ничем с ним не связанной.

Французский философ М. Фуко предлагает рассматривать западную культуру с точки зрения радикальных сдвигов, вне принципов историзма и преемственности. Он выделяет в ней несколько эпох, считая, что у них нет какой-либо общей истории. Каждая новая эпоха ничем не обязана предыдущей. Историю характеризует «радикальная прерывность».

Начиная с Возрождения, религия в западной культуре теряет свою роль и значение. Ее место занимает наука, которая обращена к будущему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: