ОСНОВЫ
Ответственный редактор И.М.БЫХОВСКАЯ
Едиториал УРСС
Москва
Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Министерства образования Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Государственного образовательного стандарта
Авторский коллектив:
Е.Я.АЛЕКСАНДРОВА
И.М.БЫХОВСКАЯ
О. И. ГОРЯИНОВА
Т.Ф.КУЗНЕЦОВА
Е.Н. МАСТЕНИЦА
В.М.МЕЖУЕВ
Н.Г.МИХАЙЛОВА
К.Э.РАЗЛОГОВ
В. М. РОЗИН
И.В.САВИНА
А.А. ТРОШИН
Е. Н. ШАПИНСКАЯ
Рецензенты: Э.В. ГИРУСОВ Г.М.ПОНОМАРЕВА
Авторский коллектив, 2005
© Российский институт культурологии, 2005
© Государственный институт искусствознания, ACADEMIA XXI, 2005
© В. Е. Валериус, дизайн, 2005 Едиториал УРСС, 2005
Электронное оглавление
Электронное оглавление. 6
Оглавление. 10
От редактора. 11
Раздел I. Культурология в системе социально-гуманитарного знания. И. М. Быховская (д. филос. н., проф.) 14
1.1. Специфика культурологии и особенности ее становления как самостоятельной научной дисциплины. И. М. Быховская (д. филос. н., проф.). Е.Я.Александрова (д. культурол., проф.) 16
Генезис культурологии: случайность или необходимость?. 16
«Наука о культуре» и «науки о культуре». 19
От понимания культуры к содержанию культурологии. 21
1.2. Структура знания о культуре: горизонтали и вертикали. И. М. Быховская(д. филос. н., проф.) 25
1.3. Специфика и познавательные возможности прикладной культурологии. И. М. Быховская(д. филос. н., проф.) 31
Вопросы для самопроверки. 33
Литература. 33
Раздел II. Постижение культуры: многообразие подходов и методологий. 35
2.1. О различиях в понимании культуры: виртуальный диалог Г. Зиммеля, Б. Малиновского и Д. Андреева. В. М. Розин (д. филос. н., проф.) 35
Особенности философского анализа культуры (на примере философии культуры Г. Зиммеля) 37
Научная парадигма в изучении культуры (наука о культуре Б.Малиновского) 38
Эзотерическая концепция культуры (на примере взглядов Даниила Андреева) 42
Продолжение дискуссии философа и ученого, познакомившихся с эзотерической концепцией культуры Д. Андреева (при этом автор домыслил позиции обоих спорящих, исходя из их текстов) 44
Вопросы для самопроверки. 47
Литература. 47
2.2. Историко-материалистическая теория культуры (К.Маркс). В.М.Межуев (д. филос. н., проф.) 48
Культура в контексте материалистически понятой истории. 48
«Всеобщий труд» как субстанция культуры.. 51
Свободное время как пространство культуры.. 54
От истории цивилизации к истории культуры.. 55
Вопросы для самопроверки. 58
Литература. 58
2.3. Методология структурно-функционального анализа в познании и интерпретации культуры. О. И. Горяинова (канд. филос. н., доц.) 59
Основные принципы структурно-функционального анализа. 59
Зарождение функционализма: методология Б. Малиновского. 60
Таблица 1. 62
Таблица 2. 63
Структура и функция: социально-антропологическая теория А. Р. Рэдклифф-Брауна. 64
Культура в структурно-функциональной концепции Т. Парсонса. 67
Вопросы для самопроверки. 71
Литература. 72
2.4. Знаково-символические, семиотические интерпретации культуры. А. А.Трошин (канд. филос. н., доц.) 73
Сущность и генезис культуры с точки зрения семиотического подхода. 74
Проблемы функционирования культуры с точки зрения семиотического подхода. 81
Вопросы для самопроверки. 87
Литература. 87
2.5. Психологические интерпретации и методологии изучения культуры. О. И. Горяинова (канд. филос. н., доц.) 89
Особенности психологического подхода к пониманию культуры.. 89
Психоаналитический подход к изучению культуры.. 91
Проекция —... 93
Интроекция —... 93
Рационализация —... 93
Сублимация —... 93
Отрицание —... 93
Проблемы культуры в исследованиях пост-классического психоанализа. 96
«Рецептивная ориентация». 97
«Эксплуататорская ориентация». 97
«Накопительный характер». 97
«Рыночный человек». 97
«Продуктивный человек». 98
Психологическая составляющая культурно-антропологических исследований. 100
Изучение культуры в контексте психосемантики и когнитивной психологии. 105
Вопросы для самопроверки. 106
Литература. 106
2.6. Интерпретации культуры в контексте постмодернизма. Модернизм - постмодернизм — постструктурализм. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.) 108
Таблица 3. 110
Власть и познание: М. Фуко. 112
Символический обмен и симуляция: знаки Ж. Бодрийяра. 113
Капитализм и шизофрения: Ж. Делез и Ф. Гваттари. 114
Рассмотрев некоторые положения теории постмодернизма. 117
1. Плюрализм и фрагментация. 117
2. Повышенное внимание к проблемам языка. 117
3. Симуляция. 117
4. Интеграция в повседневную жизнь. 118
5. Отказ от принципа бинарности. 118
6. Стирание пространственных и временных границ. 118
7. Медиатизированный характер постмодернистской культуры. 118
Вопросы для самопроверки. 118
Литература. 118
2.7. Теоретико-методологические принципы изучения культурной динамики. Е.Я.Александрова (д. культурол., проф.) 119
Эволюционистское направление. 119
Циклическая модель историко-культурного развития. 119
Сопряженная с циклической, волновая модель. 119
Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. 120
Концепция культурно-исторического процесса К.Н.Леонтьева. 122
Процесс развития культуры по П. Н. Милюкову. 125
Концепция культурно-исторического процесса Н. А. Бердяева. 126
Вопросы для самопроверки. 128
Литература. 128
Раздел III. Методологически значимые концепты культурологического анализа социальной реальности 128
3.1. Понятие «культурная картина мира» как базовый концепт культурологического познания. Т.Ф.Кузнецова (д. филос. н., проф.) 128
Картина мира. 128
Рассмотрим понятие «культурная картина мира» более подробно. 129
Вопросы для самопроверки. 136
Литература. 136
3.2. Личность в контексте культурологического анализа. О. И. Горяинова (канд. филос. н., доц.) 137
Культура и личность: позиции антропо-, социо-, культуроцентризма. 137
Гуманитарно ориентированная антропологическая модел. 137
Личность в культурном пространстве и времени. 139
Циклическое время, 141
Модель линейного времени, 141
Проблемы культурной идентичности личности. 143
Вопросы для самопроверки. 144
Литература. 145
3.3. Народная культура как предмет культурологического исследования. Н. Г. Михайлова (канд. филол. н., старш. науч. сотр.) 146
Понятие «народная культура» (и особенно «народ») 146
1. Синкретизм.. 148
2. Традиционность. 148
Культурный текст. 149
Социальный носитель - субъект культуры, 149
Социальные механизмы функционирования культуры.. 150
Социальные функции культуры, 150
Вопросы для самопроверки. 152
Литература. 152
3.4. Массовая культура в контексте современных социальных процессов. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.) 153
X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) - испанский философ. 154
Мифы массовой культуры.. 156
Среда массовой культуры и популярные ритуалы.. 157
Тенденции в развитии массовой культуры и медиакультура. 159
Вопросы для самопроверки. 161
Литература. 162
3.5. Гендер в культуре и обществе. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.) 163
Становление понятия «гендер» в социогуманитарном знании. 163
Гендерный подход к художественному творчеству. 165
Вопросы для самопроверки. 172
Литература. 173
Раздел IV. Культурные основания и культурологические смыслы социальных практик. 174
4.1. Деятельность по сохранению и использованию культурного наследия: основания и смыслы. Е. Н. Мастеница (канд. истор. н., доц.) 174
Вопросы5 для самопроверки. 184
Литература. 184
4.2. Художественный процесс с точки зрения культурологии. К. Э. Разлогов (д. искус-вовед. проф.) 186
Вопросы для самопроверки. 194
Литература. 194
4.3. Право с культурологической точки зрения. В. М. Розин (д. филос. н., проф.) 195
Вопросы для самопроверки. 203
Литература. 203
4.4. Экономика с культурологической точки зрения. В. М. Розин (д. филос. н., проф.) 204
Вопросы для самопроверки. 211
Литература. 211
4.5. Организационная культура. И. В. Савина (канд. социол. н.) 213
Основные подходы к определению организационной культуры.. 213
Структурные характеристики и уровни организационной культуры.. 215
К первому блоку относятся образцы, паттерны, ценностные стандарты и оценочные критерии, 215
Образцы и паттерны.. 216
Нормы составляют второй блок структурных элементов организационной культуры. 216
Третий блок структурных элементов организационной культуры.. 216
Уровни организационной культуры.. 217
Функции организационной культуры.. 221
Интегрирующая функция. 221
Адаптирующая функция. 221
Вопросы для самопроверки. 222
Литература. 222
4.6. Здоровье и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении. И. М. Быховская(д. филос. н., проф.) 223
Аксиология человеческой телесности как составляющая культуры здоровья. 225
Под «природным телом». 228
«Социальное тело» - 228
Культура здоровья и современные социокультурные процессы.. 230
Вопросы для самопроверки. 231
Литература. 231
4.7. Основания и смыслы социокультурного проектирования в контексте современной культурной политики. В. М. Розин (д. филос. н., проф.) 232
Что такое социальное проектирование?. 232
Социальное проектирование и культурологическое знание: опыт сопряжения. 236
Региональная культурная политика: понятие, структура, принципы.. 239
Принципы реализации функций культуры по отношению к другим системам региона. 240
Принципы поддержки культуры как отраслевой системы.. 240
Реализованные принципы культурной политики11 241
Вопросы для самопроверки. 241
Литература. 242
4.8. Образование как механизм трансляции ценностей культуры. И. М. Быховская (д. филос. н., проф.) 243
Вопросы для самопроверки. 248
Литература. 248
Оглавление
От редактора...... 7