Пожалуй, не будет большим преувеличением считать, что слово «культура» одно из самых употребимых. Не даром мир культуры метафорически уподобляют космосу, говоря «космос культуры», и это не так уж далеко от истины.
Человек всегда живет в мире культуры, осознает он этот факт или нет. В обыденном сознании «культура» часто понимается как «культурность» - культура поведения, культура речи, культура быта. Конечно, это тоже культура, но далеко не вся, а лишь повседневный, обыденный ее пласт.
Научное понимание культуры иное. Культура – это вся среда человеческого обитания. Это и предметы, и технологии их производства, взгляды человека на мир, и способы общения людей между собой, формы проведения свободного времени, и телесные практики. По этой причине множество наук исследуют именно культуру.
Не составляет исключение и недавно выделившаяся культурология. Однако одного, единообразного подхода к изучению феномена культуры в культурологической среде еще не сложилось.
В предлагаемом курсе лекций (1 части) авторы стремились реализовать идеи исторической культурологии, прежде всего, в отборе материала. Историческая культурология - молодая дисциплина, которая основывается на изучении «картин мира». «Картина мира» (world-view) – концепция, сформулированная американским ученым Р.Редфилдом.
«Картина мира» - это взгляд человека на окружающий его мир, самого себя и других. Она предоставляет информацию о способах познания людьми внешнего мира и показывает, сколь различны человеческие сообщества в своих миропредствлениях. Приведем высказывание известного американского социолога Н.Дж. Смелзера: «Все человечество совершает свой выбор культурных форм. Одни - с трудом понимают ценность денег, другие - строят на этом фундамент своей жизни».
На наш взгляд, изложение «картин мира», обращенный непосредственно к миру человека, позволяет принять и терпимо относиться к человеку другой культуры, и в то же время способствует и собственному культурному самоопределению (культурной самоидентификации).
Сравнение различных «картин мира», предлагающееся в книге (западноевропейская – российская - восточная, на примере стран АТР), также связано и с вопросами межкультурной коммуникации, что особенно важно для Дальнего Востока России, где взаимодействуют российская культура и культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Курс лекций составлен в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине «Культурология» (ГСЭ.Ф.04) и предназначен для студентов всех специальностей технического университета.
Первые главы раскрывают вопросы теории культуры и ее основные категории. Последующие посвящены исторической культурологии («картинам мира»).
Авторы сочли возможным ряд понятий и категорий изложить в разделах, связанных с исторической типологией культуры, преследуя при этом методические цели. Современные культурологические концепции будут рассмотрены в контексте анализа современной культуры.
Каждая лекция начинается с изложения основных понятий и терминов.
Курс лекций снабжен библиографическим списком по каждой теме, тестами для самопроверки, глоссарием (гиперссылками), поясняющими текстами, визуальным материалом.
Рекомендации по работе с электронным учебником: в конце каждой главы студенту предлагается проверить степень освоения материала. Первый уровень – тест, правильные ответы на который оцениваются на «удовлетворительно». Второй уровень – контрольные вопросы, развернутый ответ на которые оценивается на «хорошо» и «отлично».