Предисловие. Пожалуй, не будет большим преувеличением считать, что слово «культура» одно из самых употребимых

Пожалуй, не будет большим преувеличением считать, что слово «культура» одно из самых употребимых. Не даром мир культуры метафорически уподобляют космосу, говоря «космос культуры», и это не так уж далеко от истины.

Человек всегда живет в мире культуры, осознает он этот факт или нет. В обыденном сознании «культура» часто понимается как «культурность» - культура поведения, культура речи, культура быта. Конечно, это тоже культура, но далеко не вся, а лишь повседневный, обыденный ее пласт.

Научное понимание культуры иное. Культура – это вся среда человеческого обитания. Это и предметы, и технологии их производства, взгляды человека на мир, и способы общения людей между собой, формы проведения свободного времени, и телесные практики. По этой причине множество наук исследуют именно культуру.

Не составляет исключение и недавно выделившаяся культурология. Однако одного, единообразного подхода к изучению феномена культуры в культурологической среде еще не сложилось.

В предлагаемом курсе лекций (1 части) авторы стремились реализовать идеи исторической культурологии, прежде всего, в отборе материала. Историческая культурология - молодая дисциплина, которая основывается на изучении «картин мира». «Картина мира» (world-view) – концепция, сформулированная американским ученым Р.Редфилдом.

«Картина мира» - это взгляд человека на окружающий его мир, самого себя и других. Она предоставляет информацию о способах познания людьми внешнего мира и показывает, сколь различны человеческие сообщества в своих миропредствлениях. Приведем высказывание известного американского социолога Н.Дж. Смелзера: «Все человечество совершает свой выбор культурных форм. Одни - с трудом понимают ценность денег, другие - строят на этом фундамент своей жизни».

На наш взгляд, изложение «картин мира», обращенный непосредственно к миру человека, позволяет принять и терпимо относиться к человеку другой культуры, и в то же время способствует и собственному культурному самоопределению (культурной самоидентификации).

Сравнение различных «картин мира», предлагающееся в книге (западноевропейская – российская - восточная, на примере стран АТР), также связано и с вопросами межкультурной коммуникации, что особенно важно для Дальнего Востока России, где взаимодействуют российская культура и культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Курс лекций составлен в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине «Культурология» (ГСЭ.Ф.04) и предназначен для студентов всех специальностей технического университета.

Первые главы раскрывают вопросы теории культуры и ее основные категории. Последующие посвящены исторической культурологии («картинам мира»).

Авторы сочли возможным ряд понятий и категорий изложить в разделах, связанных с исторической типологией культуры, преследуя при этом методические цели. Современные культурологические концепции будут рассмотрены в контексте анализа современной культуры.

Каждая лекция начинается с изложения основных понятий и терминов.

Курс лекций снабжен библиографическим списком по каждой теме, тестами для самопроверки, глоссарием (гиперссылками), поясняющими текстами, визуальным материалом.

Рекомендации по работе с электронным учебником: в конце каждой главы студенту предлагается проверить степень освоения материала. Первый уровень – тест, правильные ответы на который оцениваются на «удовлетворительно». Второй уровень – контрольные вопросы, развернутый ответ на которые оценивается на «хорошо» и «отлично».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: