Переходный характер эпохи Возрождения

Средние века, по принятой терминологии, заканчиваются ХVI в.. Со следующего, ХVII в, начинает отсчет другая эпоха и другой тип культуры - Новое время. Но между средневековьем и Новым временем пролегает огромная пропасть, непреодолимая для естественного перехода первого во второе.

Два принципиально различных мировоззрения – средневековое и нововвременное - отделяет друг от друга и в то же время соединяет культура, называемая эпохой Возрождения, или Ренессансом.

По этой причине первой отличительной чертой Возрожденческой культуры является ее переходный характер: от традиционной культуры к индустриальной, современной..

Напомним, что средневековая культура представляет тип традиционной культуры.

Возрождение не принадлежит к «чистым» типам культуры, таким, как Архаика, Античность, Средневековье и др.

Выделение переходного типа предполагает размывание, трансформацию, видоизменение миропонимания (картины мира) «чистого» культурного типа, предшествующей эпохи.

Процесс этот длительный, неоднозначный и зачастую противоречивый. Переходная культура пытается найти обоснование отступления от традиции в нетипичности: в обращении к непризнанным религиозным течениям, как это было в Римской империи в эпоху кризиса и упадка, в растущем интересе к архаике и Востоку, как это происходит сейчас, в ХХI в. Возрождение же искало твердую почву в древней античности.

Сам термин "Возрождение" был впервые использован для самохарактеристики культуры итальянским архитектором и историком искусства Дж. Вазари в книге "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (ХVI в.). Вазари имел в виду возрождение античности и античных идеалов. Именно Италии свойственно наибольшее внимание к античному прошлому, поскольку именно в Италии находились античные руины и проводились археологические раскопки.

Мировоззрение эпохи Возрождения в своем основном принципе ''подражания древним'', стремилось вернуть к жизни забытые Средневековьем принципы античности. А именно: античная культура была ориентирована на человека. Человек есть мера всех вещей. Ценными и значимыми оказались идеи античных философов о телесной, чувственной красоте человека, о достоинстве телесного человека, о подражании человека естественности природы.

Понятно, что точной копии не получилось и Возрождение существовало, отталкиваясь от древних античных идеалов и христианских норм одновременно, поэтому более точным будет определение Возрождения как попытки диалогизации двух разноречивых тенденций - христианской и античной. Ренессанс, не отказываясь от христианского мировоззрения, вводит его в более широкий историко-культурный контекст, сопрягая с античностью, как это было в Италии, или с особенностями национальной городской культуры, как в других странах Европы.

Это и породило своеобразную, яркую культуру, которая несводима ни к одному, ни к другому и которая, собственно, и составила переход от Средневековья к Новому времени.

У исследователей, изучающих культуру Возрождения, можно выделить две позиции, два подхода к проблеме.

Первый: Возрождение - чисто европейский тип культуры. Уникальный феномен, проявившийся только в Европе и встроенный хронологически в позднее Средневековье (ХIV - ХVI вв.) В этом варианте Возрождение разделяют на Южное (итальянское) и Северное (вся остальная Европа - Англия, Германия, Франция и т. д.).

Второй: Возрождение - явление, свойственное всем без исключения странам, переходящим к Новому времени, поэтому можно выделить и русский вариант Возрождения (ХVIII в.), и Ренессанс в странах Востока. Во всех культурах оно имело свои особенные черты, связанные с национальной спецификой. «Чистый», классический вариант Ренессанса действительно можно наблюдать только на примере Итальянского Возрождения.

Безусловно, учитывая переходный характер культуры Возрождения, наиболее обоснованной является вторая точка зрения. Мы же рассмотрим только классический вариант - Итальянское Возрождение.

Второй отличительной чертой культуры Возрождения является ее элитарный характер. Дело в том, что этот тип культуры не был тотальным, всеобщим. Он не распространялся на всю социальную структуру общества, а существовал только в городах. И даже в городе затронул только верхи: аристократов, патрициев, университетскую элиту, т. е. образованные слои общества. Идеи Возрождения не распространялись в народной среде.

Средневековые городские интеллектуалы, пройдя через Ренессанс, дали начало новому социальному слою – интеллигенции (intelligens - знающий).

В отличие от средневековой религиозности, в которой культивировался идеал наивности и простоты, веры необразованного ума и недоверчивости к самоуверенному умствованию, именно Возрождение породило в глазах общественности высочайший социальный престиж образованного ума и интеллектуального труда.

Учитывая специфический характер эпохи: ее переходность и взаимопроникновение двух традиций – античной и христианской, а также социальную базу культуры – образованную городскую элиту, можно говорить о Возрождении, в первую очередь, как о некоем умственном перевороте, как о создании интеллектуалами эпохи, прежде всего, чрезвычайно своеобразного мировоззрения, не сводимого ни к античному, ни к средневековому прототипу.

Это мировоззрение характеризовалось попыткой стянуть воедино отрицающие друг друга принципы: средневековый - с опорой на Бога и античный - с опорой на человека.

Титанические усилия по удержанию в равновесии взаимоотталкивающих зарядов не могли быть долговременны, оттого эта эпоха была столь недолгой. Высокое Возрождение, т. е. расцвет культуры, продолжалось всего несколько десятилетий. И оттого столь разноречивы оценки этого периода исследователями. Одни считают, что гениальность Возрождения в том, что оно не удалось (Н. Бердяев). Другие видят в этой культуре радостное и жизнеутверждающее начало, третьи - подчеркивают присущее Возрождению трагическое мироощущение (Д. Мережковский).

Сделаем некоторые выводы по изложенному выше материалу.

1. Возрождение - элитарная культура, распространенная среди образованных городских слоев позднего Средневековья.

2. Возрождение противоречиво по своему существу, ибо оно пыталось объединить в себе разноречивые тенденции - христианскую и античную.

3. Культурно-историческое значение этой эпохи в том, что она «перекинула мост» к культуре Нового времени, совершив умственный переворот в сознании средневекового интеллектуала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: