Две формы новой культуры Возрождения

 

 

 

 


Главное отличие нового религиозного движения от католицизма состояло в том, что центр религиозной жизни с церкви переносился в человеческую личность. Каждый человек мог обращаться к Богу непосредственно, минуя церковь. «Храм Господень – не церковь, а внутренний человек», – писал немецкий представитель протестантского движения В. Вайгель.

Реформация и Возрождение, с одной стороны, были религиозным и светским ответом на одну и ту же историческую задачу, вставшую перед средневековой культурой по причине ее естественного роста. Они освобождали человека от церковного порабощения и стремились дать ему право свободно, по собственному усмотрению, выбирать свой образ жизни. Вначале эта тенденция имела отношение к религиозной сфере, однако характер протестантизма объективно подталкивал к расширению поля этого выбора.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы («жизненная сила», «душа», «энтелехия» и др.), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма.

С другой стороны, Реформация и Возрождение имели переходный и потому противоречивый характер и были враждебны друг другу. Камнем преткновения идеологии протестантистского движения и гуманистической философии служило различие в их понимании свободы. Гуманисты провозглашали свободу воли человека, а протестанты – идею всевластия божественной воли.

Реформация осуждала греховное поведение, несдерживаемый индивидуализм и сформировала более совершенное дисциплинарное пространство, обуздавшее витализм естественного человека. В этом состояла цивилизационная значимость реформаторского движения.

Лидерами Реформации были Кальвин (1509-1564) в Швейцарии и Лютер в Германии (1483-1546). Они отрицали права на свободомыслие бюргеров и крестьян и были враждебно настроены к интеллектуальной и нравственной свободе гуманизма. Развернувшаяся борьба между католицизмом и Реформацией имела трагические последствия для Ренессанса. Церковь усилила действия инквизиции, ввела жесточайшую цензуру, основала орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В условиях религиозной нетерпимости и атакуемая со всех сторон культура Возрождения уступает место новой культуре, возникшей под влиянием Реформации, т.е. культуре буржуазного общества. Идеологическим выражением буржуазных отношений стал ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Протестантизм – является одной из 3-х ветвей христианства – наряду с католицизмом и православием. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, а также унитаризм, анабаптизм, меннонитство, англиканство и др. Позднее возникают течения баптистов, методистов, квакеров, адвентистов, свидетелей Иеговы, мормонов, пятидесятников. В настоящее время они широко представлены в странах Скандинавии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Ведущим центром протестантизма является США.

Реформация привела к величайшей трансформации всей христианской культуры. Формируется новая социокультурная общность, где человек попадает в прямую зависимость от того, как он строит свои отношения с другими людьми. В обновленной культуре возникает новая трудовая этика. Ее смысловой основой и направляющей силой практического преобразования мира становится христианская духовность. Основными принципами этой духовности стали вера в то, что добросовестный труд имеет религиозное (спасительное) значение, что человек к той или иной форме деятельности призван Богом, а его успехи являются косвенным показателем того, что он «избран» к спасению. Эти принципы послужили мощной внутренней мотивацией для активной экономической и социально-политической деятельности. Возникшая трудовая этика, по мнению М. Вебера, составляла «дух капитализма» и послужила основой для развития буржуазных отношений в Западной Европе и Северной Америке [13].

Реформация, как и любое другое явление культуры, была многоаспектным явлением. Ф. Ницше отмечает: «И в реформации индивид стремится к свободе: «всякий сам себе священник» –­ это тоже не более как одна из форм распущенности. И действительно, достаточно было одного слова «евангельская свобода», чтобы все инстинкты, имевшие основание оставаться скрытыми, вырвались наружу, как свора диких псов, грубейшие потребности внезапно обрели смелость, все стало казаться оправданным… Люди остерегались понять, какую свободу они, в сущности, разумели, закрывали на это глаза… Но то, что глаза были прикрыты, уста увлажнены мечтательными речами, не мешало тому, что руки загребали все, что им попадалось, что брюхо стало богом «свободного евангелия» и что все вожделения зависти и мести утолялись с ненасытной яростью» [14].

Отвечая интересам развития нового способа производства, активно формировавшегося в новоевропейском городе, протестантизм создавал и новые условия для развития всех сфер духовной и художественной культуры. И это было вполне объяснимо. Протестантская Реформация способствовала:

  1. появлению человека буржуазного общества – автономного индивида;
  2. развитию рыночной экономики;
  3. становлению гражданского общества;

4. расширению демократических норм и свобод.

Итальянский теоретик культуры Дж.К. Арган делает вывод: «На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы. Это – век Реформации…» [15].

 

* * *

 

С эпохи Возрождения началась кардинальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей западноевропейской культуры. Это была культура раннебуржуазной эпохи, когда культура частной собственности и производства, по словам известного русского философа В.Н. Лосского, была слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. Ренессансная культура стремилась примирить все противоположности – божественное и человеческое, материальное и духовное, природное и культурное, чувственное и разумное, реальное и идеальное, типизированное и индивидуально-неповторимое, традиционное и современное.

Несмотря на то, что уже к началу XVII столетия была очевидна вся иллюзорность «открытия личности», осуществленного Возрождением, это «открытие» имеет непреходящее значение для европейской культуры. Оно привело к радикальному преобразованию собственной культуры по сравнению со Средневековьем и сохранившимся на Востоке безличностным традиционализмом сознания, поведения и деятельности.

Возрождение – это единственная культура, сумевшая вновь «добыть» эпохальные творения античности. Она создала такие невиданные способы и формы переплавки ценностей античной и средневековой культур, благодаря которым были созданы до сих пор признающиеся великими и значительными художественные творения, открытия и изобретения, достигшие предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Именно поэтому великие творения Ренессанса не только дожили до наших дней, но и стали лучшей частью всей мировой культуры.

Литература

Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. М., 2005.

Арган Дж. К. История итальянского искусства / Пер. с ит. Г.П. Смирнова. М., 2000.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. М., 1991.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

Каган М.С.Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: Закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема «Запад-Россия-Восток-Юг»; синергетический взгляд на перспективы развития мировой культуры в XXI в. СПб., 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. М., 2001.

Философская антропология: Учеб. пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 20.

 


[1] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Отдел пятый. Признаки высшей и низшей культуры. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 366.

 

[2] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 101-102.

[3] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 347.

[4] Там же. С. 346.

[5] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Общая характеристика эстетики Возрождения. Глава первая. Основные принципы. М., 1982. С. 53.

[6] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 64.

[7] Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.

[8] Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 5.

[9] История эстетики. 1962. С. 604.

[10] Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.

.

[11] Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 340.

[12] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 87.

[13] См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любой год изд.).

[14] Ницше Ф. Воля к власти. Минск, 2003. С. 639.

[15] Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 320.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: