При всём своём своеобразии Северное Возрождение также, как и итальянский Ренессанс, было тесно связано с развитием гуманистического мировоззрения, формированием нового представления о человеке, его внутреннем мире и о месте человека в мире.
Гуманистическое движение Северного Возрождения зародилось на столетие позже, чем в Италии, в 30 – е гг. ХV в. Оно опиралось на достижения передовой итальянской культуры, но северный гуманизм не был просто копированием итальянского гуманизма. Уже с первых шагов развития северного гуманизма стала намечаться и его собственная специфика: местные условия и идейные традиции определили особый интерес гуманистов к этико-религиозной проблематике.
Раньше всего первые гуманистические кружки возникли во Франции. При королевском дворе Карла V (1364 – 1380 гг.) сложился кружок знатоков, занимающихся исследованием античной литературы. Для библиотеки короля были сделаны переводы на французский язык сочинений Аристотеля и других античных писателей. В начале ХV в. многие французские писатели широко использовали образы, исторические примеры, латинизмы из античной литературы, их привлекали Цицерон и риторика. Однако к морально-этическим вопросам французские гуманисты большого внимания не проявляли. Нарождающейся гуманистической интеллигенции оказывали покровительство королева Анна Бретонская и король Франциск I (1515 – 1547 гг.). Традиции литературного кружка А. Бретонской получили дальнейшее развитие в деятельности более знаменитого литературного кружка сестры Франциска I М. Наваррской (рис. 50). Маргарите принадлежит большое число стихотворных произведений. В последние годы своей жизни она написала 72 новеллы, вошедшие в сборник «Гептамерон». Среди членов кружка были Ф. Рабле и Лефевр д’ Этапль, который ещё до Мартина Лютера высказывал идеи, близкие к реформационным. Однако широкого распространения реформационные идеи во Франции не получили: на стороне католицизма во Франции стояли ортодоксальное духовенство, парламент, высшие чины церкви и государства.
|
|
В Англии интерес к итальянскому гуманизму зародился ещё в ХV в., когда появились первые гуманисты-меценаты: герцог Глостерский и граф Вустерский. Английские гуманисты использовали свою филологическую учёность в основном для изучения религии и морали. Английский гуманист Джон Колет был сторонником гуманистической системы воспитания, высказывался против телесных наказаний в школе. Благодаря Дж. Колету в Англии возникли светские, так называемые грамматические школы.
Но самым известным среди английских гуманистов был Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – канцлер Генриха VIII. В своём романе-трактате «Утопия» Мор от имени вымышленного путешественника Гитлодея рассказывает о счастливой стране на острове Утопия (в переводе с греческого «несуществующее место»), где нет частной собственности и существует полное социальное и политическое равенство (рис. 51). Выступление Мора против проводимой английским государством реформации привело к конфликту между королём и его лорд-канцлером. Судьи приговорили Мора к страшной казни, которую «милостивый» Генрих VIII заменил отсечением головы. Так возникла легенда о Море как о католическом мученике. На самом деле он был сторонником полной веротерпимости. В его Утопии «религии отличаются друг от друга не только на всём острове, но и в каждом городе», а «среди древнейших установлений утопийцев числится и то, что никого нельзя наказывать за его религию» [1, с. 255, 258]. Даже атеисты могут излагать свои взгляды в кругу образованных лиц, им не разрешается только публичная агитация против религии.
|
|
Вторая половина ХVI в. стала временем расцвета английского гуманизма. Реформация, проведённая сверху правительством Тюдоров, подорвала систему схоластического образования. Вслед за Оксфордом Кембриджский университет также открыл свои двери новым идеям.
В конце ХV в. началось развитие гуманизма в Германии и Нидерландах. Своими успехами немецкий гуманизм во многом был обязан изобретению книгопечатания И. Гутенбергом в 1445 г. (рис. 52, 53). В это время в Германии действовало уже несколько десятков типографий.
Интересы ранних немецких гуманистов были весьма разносторонними. Они переводили с греческого на латынь античных философов, писателей, географов, писали сатирические произведения, занимались математикой и астрономией.
Ярким представителем раннего немецкого гуманизма был Николай Кузанский. С его именем связаны важные натурфилософские идеи о движении Земли, которые были оценены позже, в век Коперника. Суть своих пантеистических взглядов Н. Кузанский выразил в формуле: «Бог во всём и всё в Боге».
«Двумя очами Германии» гуманисты называли уроженца Нидерландов Эразма из Роттердама и Иоганна Рейхлина. Э. Роттердамский (файл 23) (1469 – 1536 гг.) был незаконнорождённым сыном священника. Как и Н. Кузанский, он учился в знаменитой в Нидерландах Девентерской школы, основанной монахами, называвшими себя «братьями новой жизни». После окончания школы и поступления на службу к одному епископу, Эразм отправился в поездку для совершенствования в богословии в Парижский университет, где он познакомился с местными гуманистами. Важную роль в развитии гуманистических взглядов Эразма сыграла его поездка в Англию, где он прожил в общей сложности несколько лет. В Англии Эразм стал членом кружка английских гуманистов, нашёл близких друзей – Дж. Колета и Т. Мора. Т. Мору Эразм посвятил своё известное произведение «Похвала глупости», в котором глупость является перед собранием дураков и утверждает, что боги и люди обязаны своим счастьем преимущественно ей. «Похвала глупости» прославила Э. Роттердамского. Казнь Т. Мора отозвалась в сердце Эразма тяжёлой скорбью. Через год он скончался в Базеле, где и был похоронен.
Рис. 54. Библия, напечатанная на станке Гутенберга
С именем И. Рейхлина, выдающегося филолога, связана пропаганда занятий латинским, греческим и древнееврейским языками в университетах Германии. Он разработал ещё один вариант гуманистического понимания христианства, опираясь на неоплатонизм, античное пифагорейство и средневековое мистическое еврейское учение – Каббалу. Своими переводами из Ветхого завета он выявил ошибки в библейской части Вульгаты (латинский перевод Библии), способствуя гуманистической критике церковного канона Священного писания. Когда в 1509 г. кёльнские теологи стали добиваться уничтожения еврейских книг, являющихся, по их мнению, враждебными христианству, И. Рейхлин выступил в их защиту. Дело о еврейских книгах разделило все образованные круги Германии на два лагеря – рейхлинистов и «тёмных людей» (обскурантов). Суть спора сводилась к одному: следует ли в изучении христианства придерживаться методов научной критики и исследования первоисточников или же оставаться на почве незыблемости авторитета католической догматики и папских декретов.
|
|
«Наставником Германии» считали знатока античных классиков, философа, филолога, историка Филиппа Меланхтона (файл 24). Он был педагогом, теоретиком и организатором школьного и университетского образования. Из круга учеников Меланхтона вышли почти все выдающиеся немецкие учителя и университетские профессора второй половины ХVI в.
Университеты играли большую роль в распространении гуманизма в странах Северного Возрождения. Несмотря на то, что в ряде университетов (например, в Кёльне) сохранялась враждебность по отношению к гуманиcтам, некоторые университеты Германии основывались при участии гуманистов или под их руководством (например, Виттенбергский в 1504 г.). До конца ХVI в. Виттенберг считался одним из самых передовых центров Европы. В. Шекспир не случайно посылает Гамлета учиться в Виттенберг, для того времени это слово значило больше, чем «Сорбонна» или «Оксфорд».
Одним из центров гуманизма во Франции стал Коллеж Монтегю. Но в университетах Франции ещё господствовали старые корпоративные принципы и прочные схоластические традиции, что побудило учёного и филолога Г. Бюде создать в противовес богословской Сорбонне в Париже новое учебное заведение – Коллегию королевских лекторов, впоследствии названную Коллеж де Франс. Это учебное заведение существует до сих пор и является одним из самых престижных во Франции.
Конец ХV в. – это наивысший расцвет северного гуманизма, период теснейшего сближения между гуманистами Северного Возрождения. Наличие постоянной переписки, поездки гуманистов из одной страны в другую вели к укреплению неолатинской поэзии и литературы. Этот процесс расширял кругозор авторов, облегчал знакомство с литературой других народов, создавал условия для выработки национальных литературных языков. Все без исключения произведения Роттердамского написаны на латинском языке; под его пером мёртвый язык становился ярким и живым. Многие произведения этого времени, первоначально появлявшиеся в народном варианте, переводились на латинский язык и получали в латинском варианте широкое распространение по всей Европе, например, «Корабль дураков» С. Бранта.
|
|
С началом Реформации единство гуманистического движения утрачивается. Споры вокруг диспута Лютера и Эразма о свободе воли раскололи гуманистов на два лагеря. В Германии это наблюдается уже в 20 – е гг. ХVI в. В 30 – х гг. это становится совершенно очевидным в Нидерландах и во Франции.
На последнем этапе развития северного гуманизма латынь перестаёт быть единственным языком общения гуманистов. Так, в начале ХVI в. в Англии английский язык практически вытеснил латинский и французский, который ранее широко использовался в законодательстве, судопроизводстве, правительственной переписке и литературе. При Елизавете I была установлена единая форма богослужения на английском языке. Литературный язык в значительной мере благодаря деятельности гуманистов окреп и оформился, приобрёл свою грамматику и словари. Латынь ещё остаётся в силе как язык эрудитов, обеспечивающий обмен мыслями через границы государств и народов, но этот язык уже не применяется в живой литературе, поэтому заключительный период развития северного гуманизма можно назвать «эрудитским». Утратив временно обретённую автономию светской культуры (т. е. культуры, свободную от влияния религии), гуманисты склоняются к эрудитским занятиям, работе кабинетных учёных и преподавателей в школах и университетах, подконтрольных властям. Это приводит к сужению и растущей аристократизации их идеалов, к политическому конформизму. В отличие от ранних периодов развития северного гуманизма последний характеризуется тем, что науки приобретают значительную дифференцированность, т. е. один и тот же человек уже не может быть и астрономом, и поэтом, и лингвистом одновременно.
Обогатив развитие культуры, гуманизм как самостоятельное течение постепенно затухает. Старая и новая церкви стремятся идеологически обезвредить гуманизм и поставить на службу своим целям его достижения. Столкновение гуманистического мировоззрения с католической и протестантской реакцией явилось одной из причин раннего кризиса Северного Возрождения. Но прежде чем гуманизм сдал свои позиции, он заложил прочный фундамент новой культуры стран Северного Возрождения.
Итак, в развитии итальянского и северного гуманизма прослеживается много общего. Однако можно назвать и ряд специфических особенностей северного гуманизма.
Во-первых, значительная разница имеется в отношении гуманистов к университетам. В то время как в Италии гуманистические академии процветали вне университетов, в странах Северного Возрождения часто именно университеты становились центрами гуманистической культуры.
Во-вторых, северный гуманизм отличается от итальянского своим религиозным характером. Интерес северных гуманистов к проблемам религии вообще, а к христианству в особенности, во многом объясняется подчинённостью политически раздробленной Германии римско-католической церкви.