1. «Душеспасительная»функция (по отношению к личности). Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни.
2. «Духовная»функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.
3. «Мирская»функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.
Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.
|
|
Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.
Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества.
Основные религиозные направления
1. Мировые религии:
-Буддизм (Основатель – Сиддхартха Гаутама; вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии);
-Христианство (Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма и превратилось в межнациональную, мировую религию);
-Ислам (Основатель - Мухаммед).
2. Региональные религии:
- Иудаизм (Израиль);
- Индуизм (Индия);
- Зороастризм (Иран);
- Даосизм (Китай);
- Конфуцианство (Китай);
- Синтоизм (Япония).
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.