Региональная типология культуры

Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определённом географическом ареале. К началу 20 в. противопоставление Запада и Востока приняли особенно непримиримый характер. Английский писатель Киплинг: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда.

Под Востоком чаще понимают Азию, а под Западом – Европу и Северную Америку. На Востоке и Западе преобладают разные типы мировоззрения:

1) Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь. Западное нацеливает человека на познание внешнего мира, активное воздействие на него.

2) Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе, выступающей как божество, для Запада – самодеятельность человека.

3) Наука на Востоке отставала от западной и только в 20 в. стала преодолевать это отставание.

4) Восточное искусство по сравнению с западным, более возвышенно, в нём больше таинственности недосказанности.

Восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток Буддийский и мусульманский, существует разница в образе жизни народов таких стран как Индия, Китай. Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством и несходство образа жизни между западными странами не столь заметно как на Востоке.

В общей картине азиатской культуры можно выделить 5 субкультур: 1)конфуцианская – Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Гонконг, Сингапур. Для этих культур характерны прочные семейные связи, идеология государственной централизации, ориентация на экономические достижения.

2) Буддийские культуры – тайская, лаская, бирманская – индивидуализированное поведение личности, наличие сильной государственной власти.

3) Индуистский – локальные культуры Индостана. Организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникающих их глубоко в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые ориентации.

4) Исламская при сильном влиянии местных, доисламских традиций: малайско0-исламская (Индонезия, Ю. Малайзия, Филиппины); индо-исламская (Пакистан, Мальдивы).

5) Католические (Филиппины). Психология большой семьи.

Азиатские культуры стремятся к целостному, недиффиринцированному восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентаций. Истоки этой черты – в аграрной природе азиатской культуры. Целостное восприятие и порождённое им стремление к гармонии определили характер отношений азиатских народов к природе, экономической деятельности т властным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, эксплуатировать её для мировосприятия и поведения азиатских народов характерны стремления к жизни гармонии с естественным миром, к созданию единства между человеком и средой обитания.

Связь Запада и Востока символизирует единство мира. Характерна преемственность имперского герба «трёх Римов» - двуглавого орла. Особенно напряжёнными оказываются отношения Запада и Востока в пограничных культурах: Россия, Украина, Молдова, Казахстан, Турция, Балканы, Испания. В пограничных между Западом и Востоком культурах резко поляризуются такие взаимоисключающие тенденции, как открытость и закрытость, космополитизм и самобытность.

Под Югом понимается мир народов субтропического пояса – африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир, в котором ведущую роль играет западная культура. Антиномия Север – Юг имела временный, локальный характер, не претендуя на универсальность и Всемирность. Так, для античности Север ассоциировался с варварством, для русской культуры 19-20 вв. Север – Петербург являл собой русский вариант западноевропейской цивилизации, противостоящей «дикому Югу» (Кавказ, Средняя Азия, Турция). Для народов колониальной Азии, Африки и Латинской Америки Север в 20 в. символизировал агрессивность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: