Стержнем развернувшейся дискуссии о культурологии стал, безусловно, вопрос о том, чем собственно была продиктована необходимость и оправданность появления такого рода науки вообще. Резонность этого вопроса на первый взгляд очевидна: действительно, культура как объект изучения во многих своих ипостасях давно и прочно включена в исследовательское поле самых разных наук, начиная от высокоабстрактной философии, и вплоть до очень конкретной фактологии, накопленной в истории (прежде всего, в виде истории искусств). Список дисциплин, в рамках которых ведется изучение культурных феноменов, многообразных процессов, которые так или иначе могут быть отнесены к явлениям культуры, несомненно, весьма внушителен. Здесь важно сразу отметить то обстоятельство (которое позже мы рассмотрим специально), что величина и разнообразие спектра научных направлений, которые могут быть включены в этот список, зависит в большей степени от того содержания, наполнения, смысла, который придается этими науками самому понятию «культура», что в свою очередь, подобно маркеру, выделяет из обширного пространства социальной жизни определенные системы, уровни, феномены, подлежащие изучению как явления культуры.
|
|
Понятно, что разные интерпретации, трактовки культуры уже сами по себе задают разные векторы, направленность в ее изучении. К примеру, сопоставим в данном аспекте такие распространенные истолкования культуры как:
а) максимально широкое, когда под культурой понимают весь внеприродный, искусственный мир, созданный человеком;
б) подход, который можно обозначить, как локально-сферный, когда под культурой понимаются особые области и формы социальной практики, прежде всего, искусство и религия.
При этом очевидно, что исследования культуры, которые строятся на основе той или иной исходной позиции, будут направлены на анализ далеко не совпадающих по характеру и объему явлений.
Многообразие подходов к изучению культуры, связанное не только с разными теоретико-методологическими основаниями, но и с тем, уже отмеченным выше, обстоятельством, что культура на протяжении длительного времени является объектом познавательного интереса для очень
из важных для понимания специфики культурологии вопросов - к более детальному рассмотрению ее соотношения с другими науками о культуре.
«Наука о культуре» и «науки о культуре»
Приобретение культурологией статуса самостоятельной науки, как мы уже отмечали, было весьма непростым процессом, который образно можно было бы сравнить с вхождением в «плотные слои атмосферы» обществозна ния, представляющие собой достаточно прочную, устоявшуюся структуру социальных наук с уже зафиксированным и общепризнанным распределением «сфер влияния» и зон компетенции. При этом, отметим это еще раз, веер наук, обращавшихся к исследованию тех или иных культурных феноменов и продолжающих работать с ними сегодня, отличается чрезвычайной широтой и научной разножанровостью.
|
|
А это, наряду с прочим, означает еще и то, что находящиеся в этом спектре дисциплины - такие, к примеру, как история, философия, этнография, искусствоведение, лингвистика и др. - стали своего рода лоном, в котором длительное время накапливалась культуроориентированная фактология, вызревала и набирала вес культурологическая проблематика (естественно, в тех содержательных и методологических модификациях, которые соответствовали специфике каждой из этих наук).
Выделение культурологии как специальной науки о культуре, отличающейся от уже имеющихся, подразумевало, прежде всего, появление такого исследовательского направления, где:
а) собственно объектом рассмотрения становится культура как таковая (во всех других науках культура является лишь одной из изучаемых областей);
б) ее изучение включает анализ всех, а не только отдельных, частных форм и аспектов культурных явлений и процессов;
в) культура рассматривается как некоторое особое целое и, одновременно, во всех его (этого целого) проявлениях и формах;
г) не только интегрированы многообразные знания о культуре, полученные посредством других наук, но и на этой основе построены объяснительно-типологизирующие схемы, характеризующие различные аспекты культуры и обладающие значимым для науки уровнем обобщения.
Ø ►специфика предмета культурологического знания, особенность той «культурологической призмы», которую необходимо использовать для анализа культуры именно в данной области знания;
Ø ► характер культурологического знания с точки зрения его гомогенности или, напротив, гетерогенности, т. е. признание за культурологией статуса целостного, моносистемного знания либо, напротив, знания по сути своей полидисциплинарного, объединяющего в одном пространстве множество разножанровых фактов, «сюжетов», выводов, которые были накоплены во многих других науках (философии, истории, этнографии, религиоведении и т.д.) и по сути лишь обеспечивающего им некоторую общую вывеску («культурология»), но не производящего при этом собственного, специфического знания;
Ø ► содержание культурологического знания, набор и объем тех вопросов, которые, образуя в совокупности проблемное поле этой науки, обеспечивают достаточно полное, адекватное реальности представление о том, что же такое культура; которые являются с одной стороны - необходимыми, а с другой - достаточными для действительно целостного, системного знания об этом феномене;
Ø ► направленность культурологического знания, т. е. возможность его функционирования и развития как по критериям фундаментального уровня познания, с ориентацией на решение задач «чистой науки» (приращение знания как такового), так и его реализации как прикладной науки, для решения реальных проблем, возникающих в обществе. Важно при этом также уточнение соотношения между этими векторами функционирования культурологии, обоснованность признания приоритетности (или единственности) того или иного из них.
Очевидно, что все перечисленные измерения культурологического знания - это те вопросы, на которые необходимо дать ответ для понимания особенностей самой этой науки, ее отличия от других наук о культуре. Характер же ответов на эти вопросы (на основную их часть, по крайней мере) в большой степени зависит от того, как понимается, интерпретируется, каким смыслом наполняется базовое для этой науки понятие «культура». Рассмотрим эту связь более подробно.