Социальные функции культуры, или роль культуры (а также ее отдельных областей) в интеграции общности (общества), в самоопределении и поддержании идентичности личности и в воспроизводстве и обновлении самой культуры, т. е. самоподдержании ее в «рабочем» состоянии (сохранение, трансформация, обновление - в зависимости от общих социальных и даже цивилизационных сдвигов). Анализ со-
потомкам в качестве народной культуры. Изложенный в данной статье концептуальный подход может быть реализован на разном материале.
Важным направлением изучения является традиционная культура, восходящая к историческому прошлому, которая в том или ином виде входит в современное поликультурное пространство российского общества. Она представлена разными видовыми и жанровыми разновидностями, и роль ее далеко не ограничивается почетным статусом культурного наследия, хотя эта роль и весьма важна.
Не менее важны для культуролога и разные формы более поздней внепрофессиональной культуры устной (непосредственно передаваемой) традиции, а также различные промежуточные субкультурные образования. Это области, связанные с бытовой культурной практикой, в частности, бытовой дизайн, песнетворчество, речетворчество, повествовательные и стихотворные жанры, иногда причудливым образом отражающие особенности современного массового сознания (часто - мифосознания) с ориентацией одновременно и на профессиональные, и на фольклорные традиции.
|
|
Особого внимания в наше время требует изучение народной культуры в связи со смежными областями: соотношение этнонационального и универсального в современной обыденной культуре в разных социальных средах; особенности промежуточных форм современной визуально-пластической культуры; художественная самодеятельность как эпифеномен народной культуры; любительская деятельность как одна из форм социального бытия народной культуры в современных условиях.
Вопросы для самопроверки
1. Какие аспекты анализа культуры принципиально важны для культуролога?
2. Каковы основные качества традиционной народной культуры в позиции культуролога?
3. Что такое традиционность и синкретизм в народной культуре?
4. Каковы сложившиеся в науке представления о фольклоре?
5. В чем заключаются особенности фольклорного культурного текста и его бытования, функционирования?
6. Какова роль традиционной культуры в историческом прошлом?
7. Как изменилась роль традиционной культуры в новое и новейшее время?
Литература
1. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.
|
|
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994.
4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
5. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998 (статьи «Культурология», «Культурологические науки» и др.).
6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998 (статьи «Фольклор», «Народная культура»).
7. Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.
8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.
9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
10. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.
3.4. Массовая культура в контексте современных социальных процессов. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.)
Современный человек привык к разнообразию окружающих его вещей, продуктов, развлечений, зрелищ, средств передвижения, которые можно приобрести по более или менее доступной цене. На улице, у экрана телевизора, за чтением журнала мы окружены рекламой, которая призывает нас приобретать новую косметику и напитки, автомобили и мебель, модную одежду и билеты на концерт. Мы не задумываясь включаем телевизор или магнитофон, подключаемся к Интернету и выбираем компакт-диски и видеокассеты. Большой популярностью пользуется «потребление» культурных ценностей, небывалого размаха достиг культурный туризм, до такой степени, что стал угрожать безопасному существованию памятников архитектуры и искусства. Сотни тысяч людей посещают различные парки развлечений, Диснейлэнды, существующие сейчас во всех уголках земного шара. Что общего между всеми этими формами современной культуры? Можно ответить на этот вопрос так: все эти предметы, виды искусства, развлечения являются общедоступными и привлекательными для большинства людей, все они являются формами массовой, или, как чаще принято называть в западной литературе, популярной культуры.
Массовая культура к концу XX века стала не только важнейшим фактором современного социума, но и предметом теоретизирования в самых различных областях социогуманитарного знания. Поскольку сами традиционные академические дисциплины не находятся в неизменном состоянии - их рамки раздвигаются, растут междисциплинарные связи, появляются новые дисциплины и методы -
ки в машине. Но большинство людей в индустриальном обществе стремятся именно к потреблению стандартных произведений массовой культуры, так как популярная музыка и кино примиряют людей с их судьбой, давая возможность временно уйти от забот и тревог.
Несмотря на то что за последние полвека общество значительно изменилось, а с ним изменилась и его культура, многое из того, что тревожило мыслителей первой половины XX века, не потеряло своего значения и сегодня. Среди критических исследований наибольшую известность приобрела концепция Д. Макдональда, который противопоставляет две культуры: традиционную, или высокую, и массовую, производимую для рынка. Важнейшим качеством массовой культуры является ее легкодоступность, способность доставлять удовольствие без каких-либо усилий. Стандартизация производства обеспечивает необычайную плодовитость массовой культуры, которая представляет угрозу для культуры «высокой».
Основные положения критиков массовой культуры могут быть сформулированы таким образом:
Ø ► Массовая культура во всех ее формах является дешевым и доступным удовольствием для массовой публики, которая в условиях роста городов и разрушения традиционных ценностей нуждается в суррогатах.
Ø ► Массовая культура удовлетворяет ложные потребности людей, пришедшие на смену истинным потребностям в свободе и творчестве. Эти истинные ценности воплощены в великих произведениях культуры, ставших доступными лишь просвещенному меньшинству.
|
|
Ø ► Массовая культура поощряет релятивизм в эстетическом суждении, отсутствие единства в культурных стандартах, необходимого для утверждения ценности истинного искусства.
Глубокий анализ массовой культуры содержится в трудах ученых Франкфуртской школы - группы ученых, работавших в 20-30-е годы в Германии, а затем в США. Наиболее видные представители школы - Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин, Г. Маркузе - во многом находились под влиянием идей марксизма, но критически их пересматривают. Т. Адорно и М. Хоркхаймер в работе «Диалектика просвещения» создают понятие «культуриндустрии», считая ее закономерной преемницей развития общества в эпоху
Просвещения. По мнению ученых, современное состояние общества и культуры - результат Просвещения, основанного на науке и рационализме, которые привели, в конечном итоге, к уничтожению человеческой свободы. В. Беньямин в своей работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» исследует положение произведения искусства в эпоху массового производства и потребления. Изначально произведение искусства было связано с религией и ритуалом и приобрело ауру уникальности. В ходе истории искусство стало независимым от религии. Уже в эпоху Возрождения появляется светское искусство, которое, тем не менее, творит уникальные произведения. В эпоху фотографии, а затем и кинематографа, искусство теряет свою ауру, становясь бесконечно воспроизводимым, но тем самым доступнее для большего количества людей. Г. Маркузе в работе «Одномерный человек» пишет о скуке, которую порождает процветающее общество. Современный капитализм и его производственные силы умело манипулируют средствами коммуникации, чтобы создавать в человеке тривиальные материальные потребности. Этим ложным потребностям он противопоставляет потребности истинные - творчество, независимость, контроль над своей судьбой, участие в жизни демократического общества. Люди в массовом обществе удовлетворяют ложные потребности за счет истинных, так как не осознают их.
|
|
Работы ученых Франкфуртской школы по вопросам массовой культуры имели большое влияние как в свое время, так и до сих пор, раскрывая суть этого феномена, его связь с социальной и политической ситуацией в целом.