Японская эстетика и творчество в искусстве

Сущность японского творчества и эстетики невозможно постичь без знания основ буддийского мироощущения. Считалось, что истинные шедевры создаются в особом духовном состоянии озарения, буддийского сатори и, в свою очередь, должны способствовать возникновению того же состояния сознания у зрителя. В Японии искусство никогда не воспринималось как имитация, копирование жизни, оно должно быть продолжением жизни. Художник, артист лишь медиатор, передающий ритмы вселенной. Показательна техника написания картины в жанре сумиэ, которая совершенно противоположна принципам масляной живописи. Классическая японская живопись является монохромной (чёрно-белой), т.к. рисуется тушью из сажи и клея. Она бедна по форме и содержанию, ассиметрична, в ней отсутствуют светотени и перспектива. Бумага, на которую наносится рисунок очень тонка и легко впитывает чернила, поэтому художник, следуя вдохновению, должен наносит достаточно быстро только основные линии, не рассчитывая на внесение каких-либо исправлений и ретуширование. Знаток дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки так описывает происходящий в эти моменты творческий процесс: «Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает»[46].

Для японской эстетики, выражающей идеал прекрасного, характерны ряд категорий, сложно переводимых на русский и европейские языки по причине изначально интуитивного смысла, заключающегося в них. К примеру, категория ваби-саби выражает интуитивное усмотрение преходящей красоты в материальных предметах, в их естественности, простоте, безыскусности и даже несовершенстве. Она исходит из буддийского восприятия бытия как вечно становящегося, изменчивого, непостоянного, красота в котором мимолетна, а истина скрыта за иллюзорным покровом круговорота обыденной жизни. Юген – указание на сокровенное, невидимое и неявленное через нечто вполне обыденное и явленное. Неожиданным следствием мышления в рамках этих категорий является склонность японцев видеть в явлениях, вызывающих печальные эмоции, таких как увядание и смерть особую эстетическую привлекательность, поскольку они позволяют понять иллюзорность и бренность сансарического бытия. Например, если русские и европейцы видят красоту только в полностью распустившемся цветке, еще не тронутом увяданием, то японскую душу гораздо сильнее способен затронуть образ прекрасного увядающего цветка.

Одно из лучших средств выражения дзенской эстетики – стихи классических японских поэтов в жанрах танка и хайку. Их отличает крайняя лаконичность, простота и безыскусность, вкупе с философической недосказанностью и особым очарованием рисуемых в воображении образов. Для иллюстрации приведем хрестоматийный пример хайку из творчества легендарного японского поэта Мацуо Басё (XVII в.):

Старый пруд,

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Казалось бы, подобные стихотворения максимально просты и незамысловаты, но для японца они выражают множество глубинных смыслов, прочитываемых между строк, и эстетически крайне привлекательны.

После Второй мировой войны Японии пережила серьёзные трансформации в политической, социальной и экономической сферах, отразившихся и на культурном облике Страны Восходящего Солнца. Сейчас японская культура в значительной степени европеизирована и менее привержена традиционным ценностям, её экономика принадлежит к категории самых развитых постиндустриальных обществ. Однако не стоит забывать, что японцы, согласившись на конституцию, настояли на сохранении института императорской власти. По форме правления современная Япония – конституционная монархия. Конечно же, император играет декоративную роль в японской политической системе, сходную со значением королевы Великобритании, но он остаётся важным национальным символом. Синтоизм, дзен-буддизм и конфуцианство как и прежде составляют духовный фундамент культуры, определяют мировоззрение, церемониальные традиции и национальную психологию. Стоит также отметить, что население современной Японии в высшей степени этнически однородно – около 99% составляют представители японской нации. Консервативность наряду с восприимчивостью к инновациям – остаются ведущими особенностями японской культуры, позволившими ей добиться высочайшего уровня экономического и научно-технологического развития.

Литература

1. Бычкова Т. А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: Учеб. пособ. – Томск, 2003. – 63 с.

2. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – М., 1996. – 400 с.

3. Сабуро И. История японской культуры. – М., 1972. – 448 с.

4. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2002. – С. 253-706.

5. Сэнсом Дж.Б. Япония: краткая история культуры. – СПб., 1999. – 572 с.

6. Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры / под ред. Р.Дж. Дэвис, О. Икэно. – М., 2006. – 317 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основополагающие характеристики японской культуры?

2. Назовите самую древнейшую национальную религию японцев, зародившуюся вне влияния других древних культур.

3. В чём заключается влияние дзен-буддизма в культуре Японии?

4. Дайте описание основных идей и принципов, лежащих в основе классического японского творчества и эстетики.

5. Чем принципиально отличается японская культура от западной?

Глава 17. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Много в природе дивных сил, но сильней человека нет.

Софокл

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI–IX века до н. э., времени становления античного общества в Греции, и до V века н. э. – гибели Римской империи под ударами варваров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: