Синтоизм и конфуцианство

Древнейшей религии Японии, синтоизму, принадлежит решающий вклад в деле сакрализации фигуры императора. Синтоизм (синто – путь богов) – национальная религия японцев, которая является единственным учением, сложившимся самостоятельно, без каких-либо чужих культурных влияний. Синтоизм родился на основе ранних тотемистических верований, культа предков и магического отношения к природе. По синтоистским представлениям космос священен и одушевлен во всех своих частях, вся природа полна богов и духов (ками). Помимо земной космической жизни не существует иных сфер бытия: потустороннего рая или ада. Умершие предки становятся невидимыми духами, но живут рядом с обычными людьми, они могут покровительствовать или же вредить своему роду. Отсюда – необходимость почтительного к ним уважения, выраженного в религиозном культе. Синтоизм – это религия ритуала, призванная очистить все земное от духовной, нравственной и вполне материальной ритуальной скверны. При этом категории «чистоты» и «нечистоты» в этом учении не противопоставляются так жестко как добро и зло в западной культуре, нечистота – не сущностное состояние вещи, а лишь модальное, временное, непостоянное отклонение от нормы. Изначально в природе все чисто.

Согласно древнейшим синтоистским хроникам вселенная родилась из первоначального хаоса путем разделения неба и земли, мужского и женского начал в лице бога Идзанаги и его жены, богини Идзанами. Эта супружеская пара породила богиню солнца Аматэрасу, бога луны Цукиёми и бога ветра и воды Сусаноо. Но их дети не смогли жить мирно, Аматэрасу вступила в длительное соперничество с Сусаноо, после чего последний был повержен и изгнан в страну Идзумо на землю, тогда как богиня солнца утвердилась на небе. Но и тут не оставила в покое своего противника Аматэрасу и принудила его передать правление над Идзумо ее внуку Ниниги. Сошедшему с небес богу в знак власти вручили три священных предмета – зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшмовые подвески (символ верности подданных). От Ниниги ведет свое происхождение Дзиммутэнно[39] – первый мифический император Японии. Зеркало, меч и яшма стали символом императорского дома. Таким образом, согласно синтоистской мифологии императорский род произошел от верховных небесных богов, остальные же японцы объявлялись потомками божеств второго разряда – ками, духов мифических предков, прародителей отдельных родов.

Поскольку в культуре Японии взаимоотношения между разными духовными традициями складывались скорее в русле взаимного дополнения, нежели чем вытеснения, самобытный синтоизм, и принесенные из Китая буддизм и конфуцианство разделили сферы своей специализации, а кое-где перемешались в синкретический (слитный, нерасчлененный) комплекс отдельных культурных традиций (в области боевых искусств, кодекса чести самураев бусидо и пр.). Синтоизм сформировал национальный и государственный миф, освятив на тысячелетия императорскую власть в Японии, и лег в основу общинно-земледельческого уклада. Он был призван по большей части ритуально очистить повседневную земную жизнь. Буддизм, в свою очередь, нёс ответственность за конечную судьбу человека после смерти, а также играл важную роль во врачебной практике. Конфуцианство заложило принципы государственного управления и нормы социального общежития. Такая ситуация сохраняется и поныне. Например, свадебный обряд у японцев, чтущих древние традиции, принято проводить в синтоистском храме, тогда как организация погребальной церемонии – прерогатива буддийских монахов.

С конфуцианством связана одна из важнейших черт японской культуры – высокий уровень групповой солидарности, соединенной с патерналистским устройством общества и жесткой вертикальной общественной иерархией.

Япония – горная страна с ограниченной территорией, пригодной для проживания. Поэтому с древности японцам приходилось селиться компактно и иметь крепкие связи с ближайшими соседями. Жаркий климат и обильные дожди способствовали развитию интенсивных форм сельского хозяйства. Основной сельскохозяйственной культурой был рис, для получения обильного урожая которого требовалась система общественного разделения труда и совместных слаженных действий целого коллектива. Работая вместе можно было произвести больше продуктов питания. Это обусловило необходимость поддержания духа коллективизма и избегания конфликтных ситуаций, способных разорвать общие узы.

Первичная социальная ячейка древне-японского общества – иэ (дом), складывалась не только на основе кровного родства, но в первую очередь на базе общего дома и хозяйства. Иэ – это клан, состоящий из главной семьи и боковых семей, подчиняющимся главной. Власть главы клана была почти неограниченной, она распространялась не только на хозяйственную и бытовую сферы, но и вопросы бракосочетания и соблюдение нравственных устоев. Клан имел общих (легендарных или мифических) предков, чье покровительство достигалось путем почтительного ритуального поклонения. Соблюдение культа предков было важнейшей обязанностью семьи. Знатность рода определялась тем, насколько уважаемым и могущественным считался прародитель клана.

С древнейших времён в японском обществе культивировалась групповая солидарность. Каждый член коллектива ориентировался на групповые цели и следовал принципу «шляпка гвоздя не должна торчать», т.е. любое действие и даже мнение, способное выпячить личное «я» и нарушить общественную гармонию расценивалось как недостойное. Не удивительно, что современные японцы органично воспринимают любые организации, считая их порождением естественного порядка вещей. Групповая солидарность сохраняется в современном японском бизнесе, где глава компании воспринимается патерналистски, в качестве попечителя большой семьи, состоящей из старших и младших братьев – более старших и опытных и более молодых сотрудников фирмы.

Впоследствии социальная структура японского общества эволюционировала в строго иерархическую вертикальную организацию, где социальный статус человека полностью определялся по критерию старшинства в группе. И связано это с консервацией патриархального уклада внедрением китайских конфуцианских норм, созвучных существовавшему общественному порядку.

Конфуцианское влияние ответственно за формирование системы межличностных отношений, именуемой сэмпай-кохай [40]. В японском обществе традиционно преобладает жесткая вертикальная иерархия как в официальном, так и неофициальном общении, перед равноправными, или горизонтальными отношениями (между коллегами и друзьями, равными по возрасту, должности). В любой общественной сфере, на работе и бытовом взаимодействии старший по возрасту имеет больше привилегий и принимает как должное знаки внимания от более младших. В особенности это характерно для отношений между старшими и младшими учениками в школе, где младшеклассники обязаны кланяться и вежливо приветствовать старшеклассников, быть услужливыми перед ними и вместо них выполнять некоторые внеклассные обязанности (к примеру, уборка помещения). С другой стороны, ученикам прививается очень почтительное отношение к учителю, которому они никогда не смеют возразить как человеку более взрослому, опытному и знающему. В японских университетах более свободные нравы, однако и здесь четко соблюдаются принципы корпоративности и старшинства. В японских компаниях до сих пор придается больше значения возрасту сотрудника, нежели чем его личным способностям. Чем старше работник, тем больше его зарплата и выше шансы на продвижение по службе. Существующая в экономике Японии система пожизненного найма[41] производна от принципа приоритета старших, поскольку она подразумевает, что при условии полной лояльности по отношению к одной компании, сотруднику гарантирован стабильный карьерный рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: