double arrow

Культура Древнего Рима

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины до города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

− царский (VIII – начало VI века до н. э.);

− республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);

− период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.).

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии того времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI веке до н. э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».

С V века до н. э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, Юнона – богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера; Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV века до н. э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоев населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV веке до н. э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который в I–III веке до н. э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринф и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн[51].

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: мощеных дорог, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3–6 этажей, называемые инсулами.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I–II веках географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида». Другой поэт кружка Мецената – мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона – замечательного лирического поэта, автора поэмы «Искусство любви», которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов «Скорби» и «Послания с Понта». Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей – автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл» о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324–330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V веке н. э. – в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища несмотря на длительное забвение были оценены и востребованы потомками[52].

Таким образом, античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы начали подражать грекам, и строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Литература

6. Акимова И. А. Культурология. – М., 2004. – 712 с.

7. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. – СПб., 1999. – 399 с.

8. Античность как тип культуры: сб. ст. / Отв. ред. А. Ф. Лосев. – М., 1988. – 333 с.

9. Гуревич П. С. Культурология. – М., 2004. – 335 с.

10. Культурология: конспект лекций / под ред. А. А. Оганесяна. – М., 2004. – 283 с.

11. Островский А. В. История цивилизации. – СПб., 2000. – 359 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «античность»?

2. Какие государства можно отнести к античным?

3. Назовите временные рамки античной культуры.

4. Прообразом какой культуры явилась античность?

5. Почему культуру Древнего Рима нельзя характеризовать как исключительно языческую?

Глава 18. ЕВРОПЕЙСКАЯ Культура Средних веков

Нет другой такой культуры, в рамках которой собственная жизнь – черта за чертой и по обязанности была бы так важна для живущего, ибо он должен словесно дать во всём отчёт.

О. Шпенглер

Средневековье – достаточно длительный период в истории. В классической хронологии он занимает место с V по XVII век, а если быть более точным, эпоху с 476 года, времени падения Западной Римской империи, по 1642 год, когда началась Английская буржуазная революция. В традиционной исторической науке средневековье обычно характеризуют как упадок по сравнению с античностью. Это касается особенно периода раннего средневековья. Однако не все так просто. Кажущийся упадок уровня общей культуры был не чем иным, как зарождением молодого, качественно нового культурного организма, со своими, только ему присущими особенностями.

Среда, где зарождалась культура средневековья, состояла из так называемых варварских народов: кельтов, германцев, славян и др., которые, несомненно, соприкасались с античной культурой, но часто в качестве военном, либо несвободном. Античное наследие оказывало на них влияние, но оно носило чисто внешний характер, ибо уже тогда типично варварские (в смысле особые) элементы составляли основу культурного развития этих многочисленных племен. Процесс, происходивший в Европе в I–IV веках н. э., известный как Великое переселение народов, вынудил племена по существу земледельческие постоянно перемещаться с места на место, плюс к тому освоение той или иной территории сопровождалось бесконечными военными столкновениями, в которых гибли целые народы и языки. Всё это постепенно приводило к формированию качественно иного, в отличие от античности, представления о мире, о вселенной. Мир этот представлялся обширным и бескрайним, полным загадок и тайн, имеющим большие пространства и такие же большие возможности, но их нужно отстаивать в бесконечных войнах и стычках. В отличие от спокойного и размеренного античного «космоса» мир кельтов и германцев был тёмен и загадочен, населён множеством существ, таинственных, непонятных, злых и добрых, живущих и обитающих в самых различных местах. Это мифический мир гномов и эльфов, гоблинов и троллей, бесплотных духов, где человеческая личность, помимо безграничных возможностей, чувствует себя вместе с тем одинокой и покинутой. Жизнь людей вместе была не только необходимостью, но и возможностью более полно раскрыть свои качества, причем вместе со своими людьми, соратниками, друзьями. Изначально сложилось так, что большую роль в жизни варварских племен играли вождь и его дружина – гарант защиты племени и гарант выживания его в случае неурожая, ибо военное дело в таком насыщенном мире было краеугольным камнем почёта, доблести и просто настоящего дела.

Исторически сложилась такая ситуация, в которой система видения мира варваров по своим внешним и внутренним проявлениям удивительно гибко соотносилась с христианской идеей Непостижимого и Безначального Бога и его творения – бесконечной вселенной. Поэтому не удивительно, что христианская миссионерская деятельность среди диких и жестоких варваров проходила более удачно, нежели в просвещённом античном мире. Большинство германских и кельтских племен приняло христианство по римскому образцу. Постепенно на территории Западной Европы возникало множество монастырей, которые как оазисы в пустыне, становились центрами новой, зарождающейся культуры. Именно из монастырей выходили наиболее яркие проповедники, в монастырях сосредоточивались грамотные и широко образованные не только в религиозном плане люди, именно монастырь был для окружающих идеалом и центром настоящей, истинной жизни. Конечно же, языческие верования соприкасались и вступали в борьбу с верованиями христианскими, но последние с удивительной легкостью одерживали верх. Более того, Церковь проявляла поразительную гибкость, воспринимая те обряды, которые не вредили акту веры и дальновидно оставлялись уже в виде христианских праздников.

Монастыри являлись не только центром новой культуры. Их закрытый, замкнутый, аскетический, полный внутренней духовности ритм жизни являлся примером и лег в основу строения нового, средневекового общества. Внешняя замкнутость и недоступность монастыря отразились в замкнутости и иерархичности сословного средневекового общества. Вожди с их дружинами постепенно превращались в аристократическую верхушку, которая в свою очередь тоже имела внутреннюю иерархию. Вождь становился королём, а его подчиненные образовывали иерархию герцогов, графов, баронов, рыцарей и т. д. Символом власти и знатности стало обладание территорией. Король за службу давал своим дружинникам участок земли. Получивший его приносил клятву верности королю. Христианское «В начале было Слово…» стало играть решающую роль в обществе. Отныне данное слово решало все. Дающий землю назывался сеньор (старший). Получающий землю – вассал. Вассалы приносили клятву верности сеньору и эта клятва была сильнее любого документа или договора. Это было тем более актуальным в условиях практически поголовной безграмотности. Вассалы в свою очередь поступали с землёй так же, т. е. набирали своих слуг, в результате чего сложилась своеобразная иерархическая лестница, где каждый вассал подчиняется только своему сеньору. «Вассал моего вассала не мой вассал» – так гласил неписаный закон средневековой иерархии. Однако неправильно представлять отношения сеньора и вассала как отношения господина и слуги. Это именно дружеские отношения, ведь верность – главный критерий дружбы. Сеньор более покровитель, нежели господин. Очень часто случалось, что у сеньора перед вассалом было больше обязанностей, нежели наоборот. Перед нами возникает уникальная цивилизация, в которой экономический элемент отступает перед личными, дружескими отношениями. Ни в культурах, предшествующих этой эпохе, ни в последующих подобного явления не усматривается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: